Posted 10 августа 2020,, 08:25

Published 10 августа 2020,, 08:25

Modified 7 марта, 14:46

Updated 7 марта, 14:46

Разрез по-живому. Группа «Сибантрацит» Катерины Босов тонет в экологических проблемах

Разрез по-живому. Группа «Сибантрацит» Катерины Босов тонет в экологических проблемах

10 августа 2020, 08:25
Арбитражный суд Кемеровской области признал законным и правомерным требование Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования к ООО «Разрез Кийзасский» об устранении последствий экологической катастрофы, случившейся в регионе вследствие издержек производственной деятельности.
Сюжет
Суды

Антон Белянчиков

Дело было в июне 2019 года: тогда с отвалов горнодобывающего предприятия, входящего в группу «Сибантрацит», произошел мощный сход грязевого селя, который завалил лесные и сельскохозяйственные угодья, нарушил течение реки Кийзас и наделал множество других бед, отразившихся на здоровье и быте местного населения.

В конце прошлой недели на совещании в областном правительстве замгубернатора Кузбасса Андрей Панов был вынужден поставить вопрос о деятельности «Сибантрацита» и принадлежащего ему ООО «Разрез Кийзасский», уличив горняков Екатерины Босов не только в значительном ущербе экологии и экономике территории, но и в нежелании его ликвидировать, а также в самовольных противозаконных действиях.

Дошло до того, что в прошлые выходные местные жители попытались перекрыть дорогу, по которой осуществляется движение техники с «Разреза Кийзасский»: граждане высказывали возмущение безответственной производственной политикой угольного холдинга, который в буквальном смысле засыпал близлежащие населенные пункты угольной пылью. Масштабы нарушений угольщиков таковы, что их устранение может обернуться десятками миллиардов рублей.

Потому-то, видимо, руководство ООО «Разрез Кийзасский» и взялось оспаривать предписания местного управления Росприроднадзора, обязавшего компанию серьезно потратиться на решение созданных ею в Кемеровской области экологических проблем. Однако судебная власть встала на сторону интересов региона и проживающих здесь людей, а не тех, кто лишь извлекает из местных недр немалые прибыли, не заботясь о последствиях.

В связи с этим примечательной выглядит аргументация угольщиков, пытавшихся оспорить в арбитражном суде предписание управления Росприроднадзора по устранению последствий экологических катастрофы. В документе, направленном в суд руководством ООО «Разрез Кийзасский», делается упор на то, что сход оползня с отвала горнодобывающего предприятия – это, мол, обычное природное явление, никак не связанное с деятельностью компании. Дескать, ущерб экологии и людям возник сам по себе, и предприятие здесь вообще ни при чем, тем более, что близлежащую местность засыпало «природными грунтами, не относящимися к отходам производства и потребления». Дескать, вот если бы территорию завалило углем - антрацитом, тогда еще можно было бы что-то предъявлять группе «Сибантрацит» и ее структуре.

На этом основании юристы угледобывающего предприятия поспешили сделать вывод о том, что предписание не только неисполнимо, но и вообще, видите ли, не по адресу. Дальше – больше: в обоснование отказа устранять нарушения представители ООО «Разрез Кийзасский» приводят и вовсе «убийственный» довод о том, что «у Общества возникает риск значительных необоснованных затрат на выполнение действий, которые могут быть не приняты в качестве исполнения выданного предписания».

Мол, слишком дорогой ценой встанут работы по исправлению ситуации, а в итоге результат может проверяющих еще и не устроить. Такие аргументы со стороны угольной группы с годовой выручкой в полторы сотни миллиардов рублей выглядят, с одной стороны, наивно, а с другой, согласитесь, вполне цинично. Становится понятно, что «Сибантрацит» настолько привык к хищнической стратегии производства, что когда надзорные органы всерьез взялись за привлечение нерадивых угледобытчиков к ответственности, те выразили искреннее недоумение и даже протест. Мол, где это видано, чтобы промышленников заставляли платить за вред экологии, если всегда прежде у матери-природы они исключительно брали, но никогда ничего не отдавали?

Увы, тот период закончился и для «Сибантрацита», и для «Норникеля», и для всех остальных крупных добытчиков, которые наловчились вести себя с российскими недрами как временщики.

По совокупности решений надзорных органов группа «Сибантрацит» может подвергнуться таким масштабным рестрикциям, что собственник окажется перед дилеммой – или расплачиваться за огромный ущерб с одновременным наращиванием инвестиций в безопасное производство, или же сворачивать экономическую деятельность. С одной стороны, можно только посочувствовать новому руководителю холдинга Катерине Босов, которая, не успев войти во вкус управления таким необъятным и хлопотным хозяйством, уже нажила себе столько проблем. Но, с другой стороны, именно Катерина Босов в течение последних пару лет отвечала в группе за инвестиции, была ее коммерческим директором, а значит, ее должностные обязанности предполагали более внимательное отношение к таким чувствительным направлениям, как безопасность производства и экология. Катерина Босов получает то, что сотворила своими руками, не озаботившись своевременно предупреждением нарастающих проблем.

Понять предпринимательницу можно: прежде она занималась бизнесом совсем иного профиля, торгуя одеждой модных брендов, однако брак с угольным магнатом Дмитрием Босовым толкнул ее на рисковый путь непосредственного участия в делах супруга. После его безвременного ухода из жизни в минувшем мае Катерина Босов вознамерилась взять на себя все рычаги управления группой «Сибантрацит», очевидно, рассудив, что это мужское дело ей по плечу, а руководить горнодобывающими предприятиями ничуть не сложнее, чем модным бутиком – до прихода в «Сибантрацит» она занимала пост заместителя генерального директора по связям с инвесторами ОАО «Модный Континент» (крупнейший производитель и ретейлер одежды, бренд Incity). Такая самоуверенность может дорого обойтись как самой бизнес-леди, так и возглавляемой ею группе и тысячам работающих в ее структурах горняков с семьями.

На кону также социально-экономическая стабильность тех территорий, для которых предприятия «Сибантрацита» являются градообразующими. Однако скидок для группы быть не должно, потому что масштабы нарушений и их последствия могут быть столь велики, что не оставляют иных вариантов, кроме как самого строгого спроса с топ-менеджмента провинившихся предприятий и собственницы объединяющего их угольного холдинга «Сибантрацит».

"