Posted 9 августа 2015,, 21:00

Published 9 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:37

Updated 8 марта, 03:37

Как минимум?

Как минимум?

9 августа 2015, 21:00
Министерство труда и социальной защиты РФ обнародовало законопроект, регламентирующий повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) в России с 1 января 2016 года до 6675 рублей в месяц. Эти данные содержатся в законопроекте ведомства, опубликованном 7 августа на федеральном портале проектов нормативно-правовых акт

Между тем ранее Минтруд готовил принципиально другой законопроект, увеличивающий с 1 января будущего года размер «минималки» не на 11, а более чем на 20%, причем в последующие годы планировалось поэтапно повышать его до величины прожиточного минимума трудоспособного населения к 2020 году. Однако в условиях текущего экономического спада и жесткой необходимости секвестировать бюджет правительству сейчас явно не до жиру.

Тем не менее Минтруд обещает, что повышение МРОТ затронет почти 900 тыс. работников в 2016 году, 1,3 млн. в 2017 году и 1,9 млн. в 2018 году. В справке ведомства констатируется, что 45% из тех, кому предполагается увеличить МРОТ, заняты в государственных и муниципальных учреждениях, 55% относятся к работникам реального сектора экономики.

Показательно, что в министерской сопроводительной записке делается такой вывод: «учитывая, что численность работников реального сектора экономики с зарплатой на уровне МРОТ оценивается в 0,5?0,9 млн. человек, принятие законопроекта не окажет практического влияния на уровень занятости».

Содержится в документе и посыл, который в нынешней ситуации больше имеет признаки благого пожелания: «в рамках решения задач по повышению производительности труда, созданию 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест не должны сохраняться рабочие места, приводящие к возникновению «работающих бедных».

Значит ли это, что ведомство считает, что 5965 рублей – это бедность, а 6675 – уже нет? Вопрос риторический... Во всяком случае, по официальным данным (которые, к слову, некоторые опрошенные «НИ» эксперты считают заниженными), по I кварталу 2015 года величина прожиточного минимума по стране на душу населения равнялась 9662 рублям, для трудоспособного населения – 10404 рублям.

Генеральный инспектор труда Общероссийского объединения «Союз профсоюзов России» Сергей Храмов считает, что подобные инициативы Минтруда производятся в полном соответствии с известным принципом «Получил деньги, сказал спасибо и беги». Как заметил он в беседе с «НИ», значительная часть населения России должна, по замыслу стратегов этого ведомства, удовлетвориться уже одним фактом того, что «минималка» хоть как-то растет: «Вот тебе, бабушка, лишних 500 рублей на МРОТ».

По мнению эксперта, о какой-то обоснованности расчетов и их привязке к действительной, а не к спрогнозированной еще до кризиса инфляции, в документе министерства и речи не идет. Между тем крайне своевременным было бы, например, принятие мер, чтобы способствовать повышению среднего уровня зарплат наемных работников, и чтобы это находило свое отражение в традиционных трехсторонних соглашениях между работником, работодателем и профсоюзом. Но об этом сейчас даже не вспоминают.

Не поднимается в законопроекте и вопрос отсутствия реального контроля за работодателями, когда они в погоне за экономией нередко в рамки официально разрешенного МРОТ втискивают фактически весь объем дохода гражданина, с тем чтобы «сэкономить» на отчислениях в бюджет и премиях. Ведь на основании величины МРОТ рассчитывается целый ряд показателей: например, размеры алиментов, больничных и прочего.

«Настала пора во избежание жульничества четко раз и навсегда отделить собственно МРОТ от иных начислений», – полагает г-н Храмов.

"