Posted 9 августа 2011,, 20:00

Published 9 августа 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:11

Updated 8 марта, 06:11

Пока волной не захлестнуло

Пока волной не захлестнуло

9 августа 2011, 20:00
Легковые автомобили, особенно собираемые в России, расходились в последние семь месяцев, как горячие пирожки. По опубликованным вчера данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), авторынок РФ в 2011 году компенсировал падение продаж в 2009-м. Однако тем, кто еще не успел сменить машину или купить свое первое авто, экс

За семь месяцев продажи легковых и легковых коммерческих машин выросли на 50% и составили 1,4 млн. штук, подсчитали эксперты АЕБ. Они прогнозируют, что в благоприятной экономической ситуации к концу года продажи дойдут до 2,4 млн. машин, вернувшись к докризисному периоду. В десятке лидеров девять позиций занимают марки, собираемые в России. «Российский авторынок быстро восстанавливается. Этому способствует и локальная сборка на фоне растущих в первом полугодии цен на сырье на внешнем рынке», – сообщил «НИ» вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Марк Овенден.

Напомним, что правительство РФ призвало зарубежные концерны локализовать производство в России до 60%, доведя объемы промсборки до 300 тыс. машин в год. Производители поддержали эту идею, позволяющую оптимизировать расходы и не повышать себестоимость автомобилей. «Основная доля продаж сегодня приходится именно на бюджетные автомобили. Поэтому цена здесь ключевой фактор», – сообщил «НИ» аналитик инвестиционной компании Андрей Рожков. Неудивительно, что лидером продаж по-прежнему остаются собственно отечественные производители, за ним идут европейские концерны, собирающие в России бюджетные модели.

Во втором полугодии темп роста продаж начал снижаться под влиянием сезонного фактора. По данным АЕБ, в июле он сократился до 27% против июньских 40%. В сезон отпусков снижение сохранится, в дальнейшем падение цены на нефть, если оно продолжится, по прогнозам экспертов, сделает потребителей более осторожными при вложении средств. «Я бы посоветовал автолюбителям сделать паузу в связи с кризисом на фондовом рынке и придержать деньги, поскольку покупку автомашины нельзя назвать прибыльным вложением. Это скорее пассив», – отметил Андрей Рожков. Но если бюджет потребителя имеет запас прочности, можно покупать сегодня, считает эксперт. Хотя на фоне снижения стоимости металлургической продукции могут подешеветь и автомобили.

Другие эксперты уверены, что спрос в России сохранится, даже при второй волне кризиса. Иное дело – каким он будет. Страна зависит от цен на нефть, они же традиционно определяют у нас и потребительскую активность. И если нынешняя финансовая паника перерастет в экономическую рецессию, авторынок, конечно, пострадает, хотя провальных сценариев 2009 года, когда падение было стремительным, большинство аналитиков не ожидают. По их мнению, западные потребители сегодня больше напуганы угрозой нового кризиса и уже готовы подтянуть пояса. Поэтому Россия становится еще более привлекательным рынком для европейских концернов. Япония, наращивая производство, тоже во многом рассчитывает на российский рынок. Сможем ли мы оправдать эти расчеты – вопрос пока без ответа.

Пока же потребительский бум на авторынке подстегивают ставшие для покупателей более выходными кредитные условия. Банковские ставки на приобретение машины снизились на 2%. Доля кредитных покупок поднялась до 40–45% по сравнению с кризисным 2009 годом, когда они составляли не более 20%. Ну а если сбудутся самые печальные сценарии и вторая волна кризиса все же придет, потребитель сможет, как всегда, уйти в сегмент подержанных иномарок, прогнозирует «НИ» эксперт вторичного автомобильного рынка Михаил Зотов. «Мы уже видели эту картину в 2008–2009 годах, в этом сегменте спрос, хоть и падал немного, все равно оставался высоким», – напомнил специалист.

"