Posted 9 июля 2013,, 20:00

Published 9 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:02

Updated 8 марта, 05:02

Утилизационный спор

9 июля 2013, 20:00
В ближайшие дни Евросоюз намерен инициировать первое судебное разбирательство против России в рамках ВТО. Причиной конфликта стал утилизационный сбор, который обязаны уплачивать импортеры при ввозе автомобилей в нашу страну и от которого освобождены отечественные производители. Если Брюсселю удастся добиться отмены сбо

Утилизационный сбор был введен в сентябре 2012 года после присоединения России к Всемирной торговой организации. Формально он преследует экологические цели, но, по сути, призван защитить отечественный автопром от тяжелой конкурентной борьбы, ведь вступление в ВТО предполагало резкое снижение ввозных пошлин на иномарки. К российским концернам требования уплачивать подобный сбор нет – они работают под гарантию безопасной утилизации транспортного средства в будущем.

Брюссель еще в конце прошлого года пригрозил России судебным разбирательством, указав на то, что взимание утилизационного сбора с импортеров автомобилей – протекционистская мера. Европейские дипломаты дали российским партнерам время сбалансировать торговые нормы до 1 июля. В Минэкономразвития согласились с претензиями организации и подготовили законопроект, обязывающий платить сбор «живыми» деньгами всех без исключения производителей. Но в весеннюю сессию Госдума так и не рассмотрела этот документ. Более того, он даже не был вынесен на обсуждение в профильном комитете. В итоге вчера, как сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в Минэкономразвития, ЕС официально обратился в арбитраж при ВТО. Брюссель имеет все шансы выиграть процесс хотя бы потому, что имеет большой опыт. Правда, Москва может разыграть экологическую карту, сославшись на то, что утилизационный сбор направлен на защиту природы. Впрочем, европейцы наверняка постараются убедить ВТО, что бороться за здоровую окружающую среду можно, не прибегая к лишним сборам.

Если утилизационный сбор будет отменен, то отечественный автопром постигнет коллапс, предупреждает автомобильный эксперт Олег Дацкив. Производить новые автомобили внутри страны станет невыгодно – люди начнут покупать подержанные европейские машины, достаточно качественные и надежные. «Может повториться ситуация конца 90-х годов. Рынок тогда составлял примерно 1,5 миллиона машин, и около 700 тысяч из них были подержанные иномарки. Примерно такой же объем выпускал «АвтоВАЗ», – вспоминает собеседник «НИ».

Впрочем, пока пользы от утилизационного сбора никто, кроме российских производителей, не получил. Введение сбора не привело к тому, что на наших улицах стало меньше четырехколесного автохлама. Утилизация зачастую происходит стихийно, шредерных заводов, на которых эта процедура проходит в автоматизированном режиме, в стране всего три. По оценке отраслевых аналитиков, из официально выведенных из эксплуатации автомобилей (выбраковка) на утилизацию попадает лишь 15–20%. Городские службы, правда, ведут эвакуацию бесхозных автомобилей. Но большая их часть вместо переработки направляется на специальные площадки длительного хранения. Проблема, по сути, загоняется вглубь с ущербом для экологии и кошельков россиян. Ведь утилизационный сбор с прошлой осени был включен в стоимость автомобилей, о чем дилеры честно предупредили покупателей.

Заметим, что ранее в суд ВТО в Женеве на Россию собирались жаловаться американцы. В начале года Вашингтон довольно резко отреагировал на то, что Москва ввела ограничения на поставки мяса из США из-за того, что в нем была обнаружена запрещенная пищевая добавка рактопамин.

"