Posted 9 июня 2015,, 21:00

Published 9 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:43

Updated 8 марта, 03:43

Черная дыра федерального значения

Черная дыра федерального значения

9 июня 2015, 21:00
Консолидированный бюджет России за первые четыре месяца исполнен с дефицитом 826,9 млрд. рублей, сообщает на своем сайте Федеральное казначейство. Это более 4% ВВП в годовом исчислении. И пока не очень понятно, за счет чего по итогам 2015 года бюджетная дыра может «при оптимистичном сценарии» сузиться до 3% ВВП, как пр

России понадобятся два-три года для преодоления кризиса, в течение которых ее граждане точно не смогут «жировать», заявил вчера в телеэфире министр финансов Антон Силуанов (на фото). По его словам, речь не идет о сокращении социальных обязательств, хотя расходы на инфраструктуру и ряд бюджетных отраслей придется «попридержать».

Недавно принятые поправки к бюджету показали, чему в нашей стране отдается безусловный приоритет. Тенденция очевидна: в 2015 году на оборону приходится свыше 20% государственных ассигнований (3,11 трлн. рублей) – против 14% в среднем за 2006–2013 годы. В то же время урезаны расходы по статьям «Здравоохранение» и «Образование»: в первом случае – с 420,94 млрд. (ранее запланированных) до 386,21 млрд. рублей, во втором – с 633 млрд. – до 602,1 млрд. рублей.

Но каким образом правительство собирается покрывать прогрессирующий дефицит бюджета? «Резервный фонд, который мы накопили, будем задействовать в первую очередь в текущем году, – поясняет Антон Силуанов. – Мы в этом году используем из 5 трлн. рублей фонда до трех триллионов. То есть мы можем по сути дела его проесть за полтора года, если не будем подходить ответственно к бюджетной политике».

Как отмечают в Минфине, хотя собираемость налогов по-прежнему высока, доходы федерального бюджета падают. Дело в том, что из-за укрепления рубля казна недосчиталась экспортной, то есть валютной выручки. Поэтому в ведомстве говорят, что придется дополнительно сократить расходы еще на 700 млрд. рублей – сверх планового сокращения на 10%.

Опрошенным «НИ» экспертам вся эта ситуация не внушает оптимизма. «Заимствовать на западных рынках капитала из-за санкций Россия сейчас не может, – напомнил ведущий экономист Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов. – Собственных источников для финансирования госдолга становится все меньше. Резервного фонда при нынешней цене на нефть хватит еще максимум года на два. Что дальше? Остается резать социальные статьи, которые пока еще более-менее не трогали. Пострадали в основном инвестиционные проекты. Страна все меньше средств тратит на развитие своего человеческого капитала – на здравоохранение и образование. То есть на то, что по идее должно делать нас более успешными и конкурентоспособными в мире».

Если правительство не найдет способа сократить дефицит, экономика начнет тормозить еще сильнее, убеждена старший аналитик консалтинговой компании «Альпари» Анна Бодрова. По ее мнению, напрашиваются два варианта действий – либо девальвация рубля, либо секвестирование расходных статей: «Девальвация может составлять до 15% от текущих валютных котировок. Секвестра же власти не допустят, это чревато ударом по рейтингам политиков».

Традиционная «кормилица» бюджета – нефть также едва ли поможет выправить текущее положение дел, заметил в беседе с «НИ» директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «Цены на нефть мало зависят от России. Они сохранятся на относительно низком для нас уровне и в последующие годы. 60 долларов за баррель явно недостаточно, чтобы остановить наше сползание в кризис. При таком раскладе нашей экономике в целом и бюджету в частности надо будет где-то находить деньги», – сказал эксперт.

"