Posted 9 июня 2004,, 20:00

Published 9 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Не стой под стрелой

Не стой под стрелой

9 июня 2004, 20:00
Чтобы строить, нужно иметь лицензию. Чтобы ее получить, нужно «поработать» с чиновниками. Чтобы чиновники не брали взяток, Минэкономразвития предлагает вообще отменить лицензирование строительной деятельности. Что в этом случае делать, чтобы строители не портачили, – вопрос открытый. А тем временем в минувший вторник с

Десятого сентября прошлого года на ее площадке по Люблинской улице, квартал 42 Г, корп. 39, где возводился многофункциональный деловой центр, рухнула стрела башенного крана, два человека пострадали.

По этому факту Управление Московского округа Госгортехнадзора направило в «Мосстройлицензию» записку, в которой, в частности, отмечено, что компания нарушила строительные нормы и правила, касающиеся техники безопасности при проведении работ, а также эксплуатации грузоподъемных кранов.

«Мосстройлицензия» подала на «Кикомс ЛТД» иск в суд. Слушание дела было запланировано на 11 мая 2004 года, но оно не состоялось – не явился ответчик. Второе заседание, которое прошло позавчера, строители тоже проигнорировали, поэтому суд вынес решение заочно. Кстати, как утверждают в «Мосстройлицензии», телефонов «Кикомс ЛТД» нигде нет, так что связаться с ней невозможно.

Похожее дело будет рассматриваться в суде 16 июня. Причиной иска послужил несчастный случай, который произошел в сентябре 2002 года в Химках (адрес площадки и название строительной фирмы нас убедительно просили не оглашать до приговора суда). Тогда в результате аварии погибли три человека.

По закону или по совести?

Эти два иска, по оценкам специалистов, должны стать прецедентами аннулирования лицензии в судебном порядке, что, собственно, и установлено законом. Обычно же такие ситуации разрешаются проще. Лицензиары (то есть представители организации, выдавшей лицензию) выезжают на строительную площадку и, если обнаруживают нарушения (в технике ли безопасности или в культуре проведения строительных работ), всего лишь приостанавливают застройщику действие лицензии.

В прошлом году в Москве действие лицензии приостановили 246 организациям, 316 лицензиатам вынесено предупреждение. С начала 2004 года в число «приостановленных» попали почти 70 компаний, восьми из них лицензию потом возобновили. Более 200 организаций получили предупреждение.

Среди тех, кому лицензию приостановили, фигурируют известные в столице застройщики, в частности, «Столичная строительная компания», «СТС Конструктор», «Арстехмет», «Меган Строй», «Прогресс-1-СМ», «Сокольники», «Сибирское Строительное Объединение», «Концерн Яуза», «ПроектСтройИнвест».

Если нельзя, но очень хочется

По данным «Мосстройлицензии», еще с конца прошлого года без лицензии работает фирма «Спецвысотстрой», принимавшая участие в строительстве московских высоток «Эдельвейс» и «Вертикаль». «Новые Известия» попытались выяснить у самих строителей, как такое возможно, однако в «Спецвысотстрое» нам заявили, что компания работает «со всеми необходимыми документами» и что в противном случае фирма просто не «смогла бы принимать дальнейшие заказы от города».

Формально застройщик без лицензии теряет право возводить здания, но у нас из любой безвыходной ситуации можно найти выход. Один из московских чиновников, попросивший не обнародовать его фамилию, рассказал «НИ», как обычно действуют строители, чтобы не попадать в подобные ситуации. Компания регистрирует несколько структур со схожими названиями: например, «Иванов и Ко», «Иванов и Компания», «Иванов и Ко СТ» и т. п. Если одна из них на чем-нибудь попадется, оставшиеся путем переуступки договорных обязательств продолжают начатое дело.

О чудовищной забюрокраченности строительного сектора, о бесчисленных согласованиях, визах, увязках, привязках сказано и написано столько, что добавить, кажется, уже нечего. Между тем в главном-то, как выясняется, система многоуровневых проверок и страховок как раз и не работает. Чтобы пройти процедуру лицензирования, стройфирме лучше всего не иметь вообще никакой репутации.

Если проштрафился уже на чем-то, могут и тормознуть, а вот новичку с горящим взором закон практически гарантирует «зеленый свет» – нужно лишь представить пакет регистрационных и учредительных документов. Проверить их достоверность лицензирующие органы, опять же по закону, не имеют права. И даже если фирма вызывает немалые сомнения, она с величайшей степенью вероятности пополнит число лицензиатов.

Пятерых одним ударом

Специалисты чуть ли не в один голос уже давно говорят: с этим надо что-то делать. Власть их, похоже, наконец услышала – Минэкономразвития разработало законопроект о внесении изменений в закон о лицензировании. Предлагается, в частности, отменить обязательное лицензирование 53 видов предпринимательской деятельности. Три из них напрямую касаются строительства: проектные работы, изыскательские и само строительство непосредственно. Главный аргумент ведомства Германа Грефа – нужно дать возможность прийти на рынок новым участникам, которым придется преодолевать на один бюрократический барьер меньше. У чиновников же, соответственно, будет меньше возможностей злоупотреблять служебным положением.

Иными словами, МЭРТ решил: чтобы дело не делалось плохо, лучше не делать его вообще. Никто не спорит – склонности к мздоимству большинству наших чиновников не занимать. Однако нужно ли вместе с грязной водой непременно выплескивать ребенка – вопрос как минимум спорный. Ведь лицензирование остается одним из немногих, хотя, конечно, и весьма несовершенных, инструментов контроля в строительной сфере.

«С отменой существующих требований ослабляется контроль за качеством проведения инженерных и строительных работ, а также за квалификацией строителей, – заявил «НИ» начальник управления научно-изыскательских работ Московского государственного строительного университета Михаил Иванов. – Пускать на стройку приехавших на заработки, но не имеющих никакой квалификации молдаван и таджиков станет гораздо легче. А пострадает от этого прежде всего качество строительства».

Генеральный директор экспертной группы «Академстройнаука» Сергей Степанов в разговоре с корреспондентом «НИ» выразил твердое убеждение в том, что система надзора и контроля существовать должна, но не в таком виде, в котором она действует сейчас. «Ее нужно модернизировать, – заявил он, – а просто отменить лицензирование и не предлагать ничего взамен – значит проводить страусиную политику».

Впрочем, у разных ведомств – разные подходы. В Минпромэнерго, скажем, настроены по отношению к лицензированию в строительстве менее радикально, чем в МЭРТ. Ведомство г-на Христенко предлагает от системы лицензирования постепенно переходить к аккредитации строительных организаций в регионах. Помощник министра по строительству и ЖКХ Леонид Чернышов заявил, в частности, «НИ», что, отменяя лицензирование на федеральном уровне, «мы подталкиваем субъектов Федерации к принятию адекватных мер, регламентирующих процедуру аккредитации или аттестации строительных организаций на местах. На федеральном уровне, по его словам, останутся функции утверждения «технических регламентов в строительстве».

Иными словами, на смену федеральному чиновнику придет региональный. Впрочем, аттестацией вполне могут заняться и негосударственные структуры. Вот только кто может утверждать, что аппетиты на местах слабее, чем в центре…

"