Posted 9 мая 2018, 21:00

Published 9 мая 2018, 21:00

Modified 7 марта, 17:04

Updated 7 марта, 17:04

Вопреки фактам. Кому мешает Сергей Чернышов

9 мая 2018, 21:00
Представители Ростехнадзора обвиняют Комиссию по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое РФ и её председателя Сергея Чернышова в конфликте интересов и коррупционных схемах. Факты и подробности – в нашем материале.

Вопрос ЖКХ по-прежнему остаётся болезненным для россиян. Сфера ЖКХ – комплексная и сложная из-за обилия регламентов и противоречащих друг другу норм – стала полем для «серых» и «чёрных» лоббистов. Но бывает и так, что под удар попадают эффективные менеджеры, и одним из них стал руководитель Комиссии по лифтовому хозяйству Сергей Чернышов.

Комиссия по вопросам лифтового хозяйства создана в рамках Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Её основная цель – содействие в решении проблем ЖКХ в аспекте лифтового хозяйства: разработка нормативной базы и требований к лифтовому хозяйству, содействие и контроль при реализации программ замены старых лифтов в многоквартирных домах и т.д.

Руководит Комиссией Сергей Чернышов - член Президиума Общественного совета Минстроя России. Он же является президентом Саморегулируемой организации «Ассоциация «Российское лифтовое объединение» (РЛО), в которое входят более 45 профильных предприятий страны.

Этим фактом и недовольны представители Ростехнадзора – по их мнению, работа в Общественном совете при Минстрое несовместима с руководством ассоциации производителей продукции, использование которой Совет согласует. Конфликт интересов и личная заинтересованность, считает ведомство, мешают чиновнику Чернышову надлежащим образом исполнять свои обязанности.

Источник, близкий к Министерству строительства, рассказал на условиях конфиденциальности, что между Комиссией, которую возглавляет Чернышов, и Ростехнадзором идет нешуточное противостояние. В него уже оказались втянуты председатель наблюдательного совета госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», председатель Общественного совета при Минстрое Сергей Степашин и даже министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень.

«Конфликтом интересов в федеральном законе называется наличие у госслужащего личной заинтересованности в получении доходов, имущества или имущественных прав. Чиновник, курирующий саморегулируемую организацию, выгодоприобретателем в данном случае не является – он же не бизнесмен. Он не производит, не получает никакого дохода – всего лишь занимается нормативной базой, планированием и следит за корректным выполнением правительственных программ», – говорит источник.

Вопросы замены лифтов в многоквартирных домах Комиссия взяла на себя. «Степашин – очень занятой человек, у него масса дел, ему не до каких-то там лифтов. А Чернышов ведет вопрос с 2013 года минимум, когда еще РЛО было некоммерческим партнерством. Если не он, то кто будет реализовывать программу?» – говорит источник.

Ускоренная программа замены лифтов – это принятый Минстроем РФ в 2017 году ведомственный проект, согласно которому в российских домах ускоренными темпами старые лифты должны быть заменены на новые. «Чернышов был одним из инициаторов проекта. Если бы не ускоренная программа, десятки тысяч владельцев квартир до сих пор бы пользовались советскими лифтами с обшарпанными стенами и жжеными кнопками. Давайте оперировать фактами, а не домыслами», – говорит наш собеседник.

Факты таковы. Если в 2008 году было заменено 2 207 лифтов, в 2015 году – 9 518 лифтов, в 2016 – 12 666, то в 2017 году – около 16 тысяч. За последние 8 лет темпы замены выросли в 5,7 раз. В 2017 году к программе присоединились Свердловская, Белгородская, Архангельская, Самарская, Мурманская, Оренбургская, Воронежская, Липецкая, Костромская, Ленинградская, Курганская, Калининградская области, Республика Саха (Якутия), Республика Башкортостан, Республика Карелия, Пермский край, г. С.-Петербург. В жилом фонде страны сегодня около 440 тысяч лифтов – к 2022 году планируется заменить 75 тысяч из них.

Несмотря на некоторые претензии Ростехнадзора – якобы замена лифтового оборудования производится частично, меняется только кабина, а направляющие и подъемные механизмы остаются старыми – работа по программе идет планомерно. Доказательств относительно частичных замен тоже нет. Штатная численность служб Ростехнадзора попросту не позволяет проверить все лифты, сдаваемые в эксплуатацию, и от этого страдают обычные люди, которые ждут месяцами, чтоб новый лифт был принят в эксплуатацию специалистами ведомства. Нехватку рук признает и сам Ростехнадзор. «Функции были переданы без увеличения штатной численности, ни единого инспектора нам не дали», – заявила в «Российской газете» Светлана Радионова, заместитель руководителя Ростехнадзора.

Сергей Чернышов неоднократно обращал внимание на такое положение вещей: говорил о чрезмерных полномочиях Ростехнадзора, инициировал множество совещаний, но безрезультатно.

По данным отраслевых экспертов, сдача одного лифта Ростехнадзору стоит 20 тысяч рублей. При 16 тысячах замененных лифтов объем этого рынка составляет 320 млн рублей в год. Очевидно, что ведомство в это борьбе преследует свои цели.

Ситуация накалена до предела: представители ведомства называют деятельность по замене «обманом потребителя»: «Если вам заменили кабину, это не значит, что вам заменили лифт, – также заявила Радионова в интервью «РГ». – Это обман потребителя».

«Голословные утверждения, и никаких фактов, – парирует наш собеседник. – Ростехнадзор вообще считает, что документы, которые разрабатывает Комиссия, например, требования к лифтам и требования к составу работ при замене лифтов, противоречат требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011 – прим. ред.) и Правилам организации безопасного использования и содержания лифтов, которые утверждены правительством РФ. Но как такое может быть, когда речь о методических рекомендациях? Да, они адаптированы под существующие лифтовые заводы. Российским производителям дана возможность получить крупные заказы».

Что же касается коррупции, то здесь ответ однозначен: бездоказательные обвинения – это тоже уголовная ответственность за информацию, порочащую честь и достоинство. «Комиссия по лифтовому хозяйству – это часть Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ. Подозрения в коррупции руководителя комиссии Сергея Чернышова бросают тень и на главу Общественного совета Сергея Степашина, и на министра строительства и ЖКХ Михаила Меня. Готовы ли представители Ростехнадзора им представить свои доказательства, вести открытый диалог? Есть в этом сильные сомнения», – заключает наш собеседник.

Подпишитесь