Posted 9 марта 2016,, 21:00

Published 9 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:19

Updated 8 марта, 03:19

Негативная стабилизация

9 марта 2016, 21:00
От текущего кризиса пострадали 75% россиян, а одной из главных проблем, которую он породил, является тенденция к увеличению бедности в стране. Такие выводы содержатся в свежем выпуске ежемесячного мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения, который проводит Институт социального анализа и пр

Авторский коллектив во главе с директором ИНСАП Татьяной Малевой считает вполне логичным тот факт, что экономический кризис больно ударил по подавляющему большинству населения страны. По итогам 2015 года объем ВВП снизился на 3,7%, потребительские цены выросли на 12,9%, а реальные денежные доходы населения уменьшились на 4%.

В этих показателях наша страна побила ряд собственных негативных рекордов. Так, прирост индекса потребительских цен стал самым большим со времен кризисного 2008 года: продовольственные товары подорожали на 14%, непродовольственные – на 13,7%, платные услуги – на 10,2%.

Самым сильным за последние 20 лет стало падение ВВП. Главным фактором этого обвала явилось сокращение потребления домохозяйств – на 10,1%, что превзошло даже суммарное снижение потребления в кризисные1998–1999 годы.

Сокращение доходов населения в большей мере ударило по заработной плате, размер которой в реальном исчислении (за вычетом инфляции) упал на 9,5%. Для сравнения: кризис 2008–2009 годов россияне пережили с потерей в 3,5% от реального размера зарплат.

На фоне роста цен и падения доходов существенно увеличился уровень бедности. Теперь, как утверждают авторы мониторинга, класс бедняков составляет 14,1% населения страны, что выше показателей предыдущих шести лет. По данным исследования, в среднем ежемесячные доходы на душу населения к 2015 году составили 21 365 рублей, что лишь в два раза больше среднего прожиточного минимума размером в 9662 рублей. Таким образом, даже работающие россияне, особенно при наличии детей, попадают в число тех, кто рискует оказаться за чертой бедности.

Стабильно низким остался лишь один показатель – безработица, которая в среднегодовом эквиваленте составила 5,8%, или 4,4 млн. человек. Казалось бы, это идеальный показатель для экономики – не так много для нагрузки на бюджет и не слишком мало для уменьшения конкуренции на рынке труда и взлета инфляции. Но, как уточняют исследователи, официальная статистика никогда не учитывала неформальный сектор, в котором задействовано 20% трудоспособного населения, а также простои в работе по вине работодателя и отпуска без содержания. Словом, все факторы, формирующие скрытую безработицу, которая, как утверждается в мониторинге, затрагивает около 25% населения.

Мало того, значительная часть трудоустроенных респондентов обеспокоены угрозой безработицы. «Крайне массовы ощущения неустойчивости рабочего места со стороны занятых, причем во всех отраслевых группах», – отметил «НИ» один из соавторов мониторинга, старший научный сотрудник ИНСАП РАНХиГС Дмитрий Логинов. Наш собеседник также добавил, что при дальнейшем анализе эксперты увеличат число индикаторов оценки ситуации на рынке труда для создания более объективной картины.

Сложившаяся ситуация в экономике отразилась на социальном самочувствии жителей России, резюмируется в исследовании. Практически все группы населения, за исключением узкого элитного сегмента, в той или иной пострадали от кризиса. При этом опросы показывают, что россияне до сих пор не выработали эффективных методик адаптации к экономическим проблемам – как индивидуальных, так и в рамках социальной группы.

К концу 2015 года по представлениям россиян о масштабах кризиса сложилась так называемая «негативная стабилизация»: большинство респондентов считают, что ситуация в экономике значительно ухудшилась, но «вряд ли будет хуже».

По прогнозам независимых экспертов, тренд низкой социальной адаптации и снижения уровня жизни сохранится в перспективе 2016 года. В беседе с «НИ» руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников высказал мнение, что ждать активного роста экономики в ближайший год не стоит, хотя и резкого спада, при правильной финансовой политике, тоже не произойдет. По его красноречивому выражению, «россиянам остается надеяться, что экономика окажется умнее экономистов».

"