Posted 9 февраля 2015,, 21:00
Published 9 февраля 2015,, 21:00
Modified 8 марта, 03:58
Updated 8 марта, 03:58
По данным PwC, в 2014 году в России было продано 2,34 млн. легковых автомобилей – на 10% меньше, чем в 2013-м. Этому, среди прочего, способствовали падение темпов роста ВВП, инфляция, резкое ослабление рубля по отношению к другим валютам, отток капитала, снижение реальных располагаемых доходов населения и индекса потребительской уверенности. Если прогноз аналитиков PwC на 2015 год сбудется, это будет означать, что автомобильный рынок в стране вернется в кризисный 2009 год, когда продажи составили менее 1,5 млн. машин.
Вслед за «Ладой», традиционно занимающей первое место в рейтинге российских продаж, расположились KIA, продавшая 195,7 тысяч авто, Renault (194,5 тысячи) и Hyundai (179,6 тысяч).
В наступившем году негативный макроэкономический фон продолжает сгущаться. И потому ближайшее будущее российского авторынка особого оптимизма не внушает. Последние выкладки компании PwC согласуются со столь же свежей статистикой комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ): в январе продажи легковых автомобилей в нашей стране снизилось в годовом исчислении на 24,4%.
По словам главы АЕБ Йорга Шрайбера, особенность нынешней ситуации в том, что запасы автомобилей, сошедших с конвейера в 2014 году, практически распроданы, и намного раньше, чем ожидалось. «Если в декабре у многих производителей была веселая вечеринка, то в январе, как следствие, наступило горькое похмелье, – говорит Шрайбер. – Следуя колебаниям курса, цены на автомобили 2015 года увеличились значительно больше, чем обычно. Изменение цен на рынке еще не закончилось, так что головная боль может усилиться».
В декабре из автосалонов, равно как из магазинов бытовой техники и супермаркетов, сметалось все подчистую: люди стремились быстрее потратить дешевеющие на глазах рубли. «2014 год ознаменовался сильным финишем, – заметил по этому поводу Йорг Шрайбер. – Хотя он останется годом разочарований для российской автомобильной индустрии. Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на 2015 год еще ниже. Наш прогноз рынка пассажирских и легких коммерческих автомобилей равен 1,89 миллионам единиц, что эквивалентно сокращению на 24% на годовой основе».
Наблюдатели ожидают ухода с рынка в текущем году ряда зарубежных брендов. «В зоне риска находятся в первую очередь автопроизводители со сравнительно небольшим объемом продаж в России», – отметил в комментарии для «НИ» один из ведущих экспертов PwC Сергей Литвиненко.
Рассуждая о мерах, способных переломить негативную тенденцию, Сергей Литвиненко упомянул снижение транспортного налога, использование материнского капитала для приобретения автомобилей, увеличение госзакупок производимых в России машин, содействие банков, работающих с автокредитами.
«Автомобильному рынку России сейчас нужна любая поддержка, – заявил «НИ» заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Валерий Макаев. – Если говорить о государственной, то это возобновление программы льготного автокредитования, продление программы утилизации, замена транспортного налога экологическим. Если же говорить о помощи со стороны производителей, то это, например, локализация заводов по сборке авто».
По мнению г-на Макаева, едва ли удастся вернуть отрасль в течение года-двух к благоприятному для нее состоянию 2012 года, когда продажи вплотную приблизились к 3 миллионам авто: «Общее состояние экономики и падение курса рубля по отношению к зарубежным валютам являются очень мощными сдерживающими факторами. На российский авторынок влияют не только изменения, происходящие внутри страны, но и санкции тех западных государств, от которых зависят объемы импорта и экспорта автомобилей».