Posted 9 февраля 2015,, 21:00

Published 9 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:59

Updated 8 марта, 03:59

Когда богатые заплачут?

Когда богатые заплачут?

9 февраля 2015, 21:00
Экспертная группа правительства обсудила инициативу оппозиционера Алексея Навального о наказании чиновников за незаконное обогащение, но из-за отсутствия кворума проголосовать по ней не смогла. Ранее в пользу появления такой статьи в Уголовном кодексе проголосовали 100 тыс. россиян, однако, МВД и Минюст отнеслись к это

Вчера правительственная рабочая группа во главе с министром по связям с «открытым правительством» Михаилом Абызовым рассмотрела предложение Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального о введении в России уголовной ответственности за незаконное обогащение. В инициативе, которая собрала в Интернете 100 тыс. подписей, предлагается в соответствии со ст. 20 Конвенции ООН против коррупции ввести в Уголовный кодекс (УК) понятие «незаконное обогащение» и привлекать к уголовной ответственности тех чиновников, которые не смогут объяснить свои расходы.

По мнению сторонников Навального, только подобные меры могут помочь в борьбе с коррупцией, по уровню которой РФ сейчас находится рядом с Нигерией и Камеруном. Отслеживание расходов госслужащих предлагается возложить на правоохранительные органы. В случае если в ходе проверки будет выявлено превышение стоимости активов и имущества чиновника над его задекларированными доходами на 5 млн. рублей, ему будет грозить наказание вплоть до семи лет лишения свободы. А если превышение составит 1–2 млн. рублей, перед чиновниками опустится шлагбаум запрета на работу в государственных органах на срок от одного до трех лет.

Однако в МВД, Минюсте и администрации президента инициативу оппозиционера не поддержали. Там, в частности, сочли, что борьба с незаконным обогащением нарушит презумпцию невиновности госслужащих, в соответствии с которой привлекать к ответственности можно лишь в случае, если доказано, что деньги или имущество были получены преступным путем. По словам замглавы управления президентской администрации по вопросам противодействия коррупции Валентина Михайлова, при появлении статьи «Незаконное обогащение» в УК будет сложно ответить на вопрос, что считать местом и временем совершения преступления и как определять срок его давности. Кроме того, как сказал представитель Минюста, ст. 20 Конвенции уже ратифицирована, однако введение ответственности по ней «не оперативное, а диспозитивное» (то есть ее применение необязательно). Замминистра МВД Игорь Зубов в свою очередь заметил, что, по данным социологов, вопрос коррупции сейчас не является в стране проблемой номер один – «она на десятых местах». К тому же подобные антикоррупционные меры чреваты революцией, объявил он, приведя в качестве примера Украину. «Все цветные революции во всех странах начинались под лозунгом борьбы с коррупцией», – заявил он.

Против выступил и глава президентского СПЧ Михаил Федотов, назвавший введение наказания за незаконное обогащение возвращением репрессий.

В итоге рабочая группа инициативу Навального решила не поддерживать, однако и отклонить ее официально не смогла – из-за отсутствия кворума: из 34 ее членов в зале на момент голосования оказались лишь 14. «Наступил бюрократический ад. Ждем следующего заседания», – написал присутствующий на обсуждении глава ФБК Роман Рубанов. Самого Навального на заседание не пустили.

«Отдельные члены рабочей группы наш законопроект поддержали, – сказала «НИ» юрист ФБК Любовь Соболь. – Да, это не депутаты и чиновники, которые являются потенциальными фигурантами по этому законопроекту. Но нас поддержали адвокат Иван Павлов, правозащитница Елена Панфилова, экс-судья Конституционного суда Тамара Морщакова. Были претензии к формулировкам, но мы готовы вносить изменения». Однако, по ее словам, одной из поставленных целей ФБК уже достиг. «Мы хотим добиться в том числе широкого обсуждения этой темы, чтобы население узнало, что есть такой юридический механизм, через который можно значительно снизить коррупцию. Согласно нашему соцопросу, 87% респондентов говорят, что поддерживают уголовную ответственность для чиновников, расходы которых значительно превышают их официальные доходы», – отметила она.

Это уже шестая инициатива, собравшая на сайте «Российская общественная инициатива» 100 тыс. подписей, однако, ни одна из них до рассмотрения в Госдуме так и не добралась.

"