Posted 9 февраля 2011,, 21:00

Published 9 февраля 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:40

Updated 8 марта, 06:40

Ответственность вместо сувениров

9 февраля 2011, 21:00
В 2010 году сеть супермаркетов «Азбука вкуса» стала дважды лучшей в России: как самый привлекательный работодатель розничного рынка и как социально-ответственная компания, помогающая детям. В компании это считают лишь некоторыми наиболее заметными результатами программы корпоративной социальной ответственности, рассчит

Первая в стране сеть премиальных супермаркетов, специализирующихся на торговле высококачественными продуктами питания, объединяет 34 магазина в Москве и области – число сотрудников компании приближается к 4 тыс. Прошлогодний проект «Азбуки вкуса» «Эксперты по продажам» был признан лучшей программой построения карьеры в торговле и отмечен престижной премией «Работа года», а сама компания была признана образцовым работодателем. Внедрив систему «Экспертов» в каждый отдел, компания гарантирует своим сотрудникам поступательное развитие карьеры, а покупателям – обслуживание на уровне, заметно отличающемся от принятых в отечественной торговле стандартов. В результате клиент может получить исчерпывающую персональную консультацию о любом из 18 тыс. продуктов, вправе рассчитывать на индивидуальный подход и не чувствует себя частью потока, несмотря на высокую посещаемость супермаркетов.

Необычно высокий уровень корпоративной культуры – традиционная черта «Азбуки вкуса», завоевавшей доверие москвичей безукоризненным качеством своей работы и уровнем сервиса. Лучшее тому подтверждение – активный рост сети, открывшей свой первый гастрономический супермаркет в 1997 году – в нынешнем году их число перевалит за 40. В компании считают, что основным проявлением корпоративной социальной ответственности (КСО) стали безупречное качество продуктов и их широкий ассортимент, дающий неограниченные возможности выбора. «Качество не бывает случайным, оно является результатом взаимодействия множества разнонаправленных усилий, – рассказал «НИ» директор по качеству «Азбуки вкуса» Константин Веневцев, – всё от транспортной логистики до рецептур собственной кулинарии подчинено этой политике. Мы непрерывно проводим анализ всех происходящих процессов и стремимся к их совершенствованию».

Но «Азбука вкуса» – это не только качество и свежесть товаров, как может показаться на первый взгляд. Компания вполне может считаться социально-ответственным «корпоративным гражданином», и это уже давно стало частью ее ежедневной практики. Просто об этом не считают нужным говорить каждый день, полагая, что дела скажут сами за себя. «Когда мы открываем новый супермаркет, то обязательно стараемся органично вписаться в «инфраструктуру» – стать хорошими соседями тем, кто стал обитателем этого пространства до нас, – рассказал генеральный директор «Азбуки вкуса» Владимир Садовин. – Мы ставим новые детские площадки во дворах, озеленяем близлежащие территории, ремонтируем подъезды, кладем асфальт, а иногда в соседних с магазином квартирах даже вставляем стеклопакеты, чтобы разгрузка товаров не потревожила жильцов». Мы стараемся не отказывать, когда нас просят помочь в реставрации храмов, или посодействовать неимущим – это происходит достаточно часто. Это помимо того, что с управами районов, где расположены наши магазины, мы сотрудничаем в постоянном режиме, помогая продуктами нуждающимся, инвалидам, многодетным семьям».

Кстати, именно тема детей постепенно вышла на первый план в социальной деятельности «Азбуки вкуса». Оказалось, что она близка и акционерам сети и её руководству и тысячам сотрудников, большинство из которых сами являются родителями, и покупателям, разделяющим семейные ценности «Азбуки». Компания не побоялась взять ответственность за одну из самых тяжелых проблем: детскую онкологию и гематологию. «Мы считаем своей обязанностью донести до сотен тысяч наших покупателей информацию о том, что рак, особенно в детском возрасте, излечим, сделать так, чтобы каждый мог поучаствовать в решении этой проблемы, сделать то, на что пока нет сил у здравоохранения, но что требует немедленного действия и поддержки», – говорит Владимир Садовин. С ним согласны и покупатели «Азбуки»: только за последние полтора года партнерства с фондом Чулпан Хаматовой и Дины Корзун «Подари жизнь!» в супермаркетах сети на помощь детям, больным раком и заболеваниями крови было собрано более 8 млн. рублей, на которые фонд покупал дорогостоящее оборудование и столь необходимые лекарства. Вообще же практика детской благотворительности существует в компании с 2004 года и счет перечисляемых собственных и собираемых через покупателей средств давно идет на десятки миллионов. Эта деятельность компании увенчалась и общественным признанием: по итогам 2010 года «Азбука вкуса» удостоилась премии издательского дома «Аргументы и факты» и Агентства политических и экономических коммуникаций как «Лучшая компания в области социально-ответственного отношения к детям и инвалидам». «А еще несколько лет назад мы одними из первых придумали перечислить весь бюджет на корпоративные новогодние подарки в помощь больным детишкам, – делится Владимир Садовин. – Казалось бы, идея простая: кому нужны пылящиеся потом в ящиках стола десятки визитниц, ежедневников и прочих сувениров? Но ведь партнеры и поставщики могли обидеться, не получив от компании ритуальный знак внимания. К их чести надо сказать, что все поддержали нашу инициативу и присоединились к «политике малых дел».

Компания, действующая в сфере розничной торговли, пусть даже и такая крупная, как «Азбука вкуса», практически не причиняет городской экологии никакого вреда, может быть, поэтому «зеленая» тематика больше популярна у нефтяных или промышленных гигантов, ущерб от деятельности которых иногда может приводить к катастрофическим последствиям. Отсюда и многомиллиардные бюджеты на рекультивацию загрязненных земель и восстановление лесопосадок. Но в «Азбуке вкуса» всё же задались вопросом: а что мы можем сделать, чтобы мир стал чище? Оказалось – немало.

«Мы задумались об организации раздельного сбора мусора в «своих» районах, – рассказывает Владимир Садовин. – Также очень важно правильно утилизировать отработавшие свой век батареи и лампы. Этим на практике никто не занимается, поэтому сейчас мы пытаемся найти в Московском регионе организованное место захоронения таких отходов, чтобы в дальнейшем организовать туда их доставку. Я учился в Японии и до сих пор под впечатлением ее культуры обращения с мусором. Там даже масло от жарки продуктов сливают в специальные канистры и сдают отдельно в утиль, чтобы не сливать его в канализацию! А у нас в быту унитаз служит вторым мусорным ведром. И за один день эту привычку не ликвидируешь».

Но в компании уверены, что «дорогу осилит идущий» и с чего-то надо начинать. Так, несколько лет назад совместно с Всемирным Фондом Дикой Природы (WWF) «Азбука вкуса» предложила своим покупателям альтернативную экологичную упаковку товаров – платные бумажные пакеты, полностью разлагающиеся в природе, не нанося ей никакого вреда в отличие от полиэтилена. Москвичи в буквальном смысле голосовали за природу рублем – ведь обычные пакеты в сети раздаются бесплатно. Все средства, собранные от продажи экопакетов, разумеется, перечислялись в Фонд, и теперь в «Азбуке» размышляют о новых путях продолжения экологической темы. Помимо расширения линии эко- и биопродуктов, в планах компании программа по комплексному переходу на энергосберегающие технологии и оборудование, постепенный переход на пакеты из новейшего материала – разлагающегося биопластика, рассматриваются варианты применения во всей упаковке только биологических материалов. А ещё использование бумаги исключительно из переработанной макулатуры, переход на двустороннюю печать, экологическое обучение и просвещение сотрудников…

«Не буду говорить о корпоративной социальной ответственности в целом, потому что впереди еще огромное поле для деятельности, но с точки зрения экологии мы выбрали курс на «зеленый супермаркет» в классическом его понимании», – резюмирует Владимир Садовин.

"