Posted 9 февраля 2011,, 21:00

Published 9 февраля 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:40

Updated 8 марта, 06:40

Интервенциями по инфляции

9 февраля 2011, 21:00
Борьба с инфляцией стала одной из главных тем совещания по экономическим вопросам, которое провел вчера президент Дмитрий Медведев. Глава государства посетовал на высокий рост цен на продукты питания и поручил правительству использовать все возможные способы, чтобы поправить ситуацию на продовольственном рынке. Однако,

Рост потребительских цен достиг такого уровня, что его обуздание становится одной из ключевых задач, стоящих перед кабинетом министров. «Цель у вас одна, чтобы в результате вашей, я надеюсь, слаженной работы, инфляция замедлилась, и рост цен на продовольствие не был таким, каким он был в последнее время», – сказал глава государства. – От этого зависит и успех деятельности самого правительства», – подчеркнул он, разрешив кабмину «использовать все возможные способы, экономически взвешенные, для влияния на ситуацию на рынке продовольствия».

Глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина согласилась с тем, что ситуация на продовольственном рынке требует дополнительных мер и напомнила, что кое-что здесь уже делается. «С 4 февраля начались зерновые интервенции», – сказала глава Минэкономразвития, сообщив, что на трех торгах было реализовано 180 тыс. тонн зерна, а всего до июня планируется реализовать 2,5 млн. тонн. Другой мерой властей для борьбы с инфляцией стало снижение в конце прошлого года ввозных пошлин на чрезмерно дорожающие овощи (картофель, капусту), но будет ли от этого большой толк, пока не ясно. «На рынке продовольствия сейчас очень напряженная ситуация, и не только в России, но и во всем мире. Так что до нового урожая тут мало что можно изменить, – считает эксперт Экономической экспертной группы Мария Катаранова. – Плюс надо понимать, что любые меры влияют на инфляцию с задержкой в несколько месяцев», – пояснила она «НИ». По словам эксперта, цены на продовольствие с большой долей вероятности будут расти до середины года, а зерновые интервенции, может, и облегчат ситуацию, но принципиально переломить тренд не смогут.

Эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов считает, что зерновые интервенции – это реальный инструмент борьбы с инфляцией, однако одного его недостаточно. «Понятно, что надо совершенствовать торговлю, бороться с криминалом, стимулировать прямую торговлю, без посредников, но все это мероприятия не ближайших одного-двух кварталов», – пояснил «НИ» эксперт. Помимо интервенций, по его словам, необходимо ставить вопрос сельскохозяйственного страхования, регулирования цен на горюче-смазочные материалы и субсидирования процентных ставок для аграриев.

«У нас всегда хотят каких-то простых мер, которые действуют моментально, но при этом долгосрочные проблемы, которые существуют из года в год и разгоняют инфляцию, не решаются, – сетует Мария Катаранова. – Имеется в виду необходимость развития конкуренции, сельского хозяйства, инфраструктуры. Надо развивать рыночные механизмы, чтобы бороться с ростом цен не с помощью ручного регулирования сверху, а за счет самого рынка», – убеждена эксперт. По ее словам, прямое регулирование роста цен правительством нежелательно, это должны делать рынок и конкуренция. Однако если конкуренции нет, то возникает неэффективное расходование ресурсов, низкая производительность труда, что естественно повышает издержки производства и цену продукции. Так что нашу высокую инфляцию нельзя просто объяснить и оправдать случившейся засухой или какими-то катаклизмами на мировых рынках, как это часто делают власти.

«Всегда возникают какие-то факторы риска, то финансовый кризис, то продовольственный, но при этом надо понимать, что у нас любой негативный шок влияет на инфляцию с перехлестом за счет высоких инфляционных ожиданий, а любой позитивный шок, напротив, отражается на инфляции очень слабо, – отмечает г-жа Катаранова. – Вот если следующий год у нас будет очень удачный в плане урожая, было бы очевидно ожидать, что цены на продовольствие пойдут вниз, но у нас движения в обратную сторону почти не бывает. В лучшем случае цены не будут расти».

Несмотря на то что январская инфляция (2,4%) уже покрыла треть официального прогноза на весь год (6–7%), власти не торопятся его пересматривать, надеясь обуздать рост цен. Однако мало кто уже верит в этот официальный прогноз. «Пик инфляции завершится во втором квартале, но накопленный эффект уже достаточен, чтобы мы получили по итогам года рост цен порядка 8,5%, может, чуть больше», – считает Дмитрий Белоусов. Марина Катаранова также полагает, что в официальный прогноз мы вписаться не сможем. «Скорее всего, инфляция будет либо на уровне прошлого года, либо чуть ниже, в районе 8%», – прогнозирует эксперт.

"