Posted 9 февраля 2010,, 21:00

Published 9 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:00

Updated 8 марта, 07:00

Страна зажигает

Страна зажигает

9 февраля 2010, 21:00
Потери российского бюджета от сжигания попутного нефтяного газа (ПНГ) на факелах не поддаются подсчету, сообщила вчера Счетная палата РФ. Причина до банальности проста – почти на всех нефтепромыслах отсутствуют необходимые приборы учета. Между тем действует постановление правительства, по которому уже через два года с
Сюжет
Бюджет

Коллегия Счетной палаты под председательством главы ведомства Сергея Степашина, рассмотрев отчет экспертов, попытавшихся оценить величину экономического и экологического ущерба от сжигания нефтяного попутного газа, пришла к неутешительному выводу: «Установить точный объем добычи в России нефтяного попутного газа в рамках данного аналитического мероприятия не представляется возможным, так как переданная министерствами и ведомствами информация не опирается на точные инструментальные замеры объемов добычи нефтяного попутного газа и его утилизации. Все данные носят расчетный, приблизительный характер в связи с отсутствием приборов учета практически на всех нефтепромыслах. По той же причине невозможно точно установить реальные объемы потерь нефтяного попутного газа при его добыче».

По словам директора Института проблем нефти и газа Анатолия Дмитриевского, учет сжигаемого ПНГ – дело действительно достаточно сложное. «Это не раз и навсегда заданная величина. Во-первых, каждое месторождение имеет свое количество растворенного в нефти попутного газа, во-вторых, его содержание в процессе разработки месторождения существенно меняется, – сообщил он «НИ». – Кроме того, приборы учета должны располагаться по всему месторождению, потому что из-за неоднородности пласта этот показатель также может меняться». Тем не менее эксперт уверен: технически эту задачу решить вполне возможно, хотя это и будет стоить немалых денег.

Пока же мы руководствуемся лишь общими оценками. По словам г-на Дмитриевского, в советское время считалось, что на всех месторождениях СССР в год сжигалось 36 млрд. кубометров попутного газа. Отталкиваясь от этого довольно умозрительного показателя, уже в современной России решили, что теперь страна «палит» в год 14–15 млрд. кубов. Правда, некоторые эксперты полагали, что ближе к истине 28–29 млрд., а США, оценив со спутника количество и интенсивность свечения наших газовых факелов, определили 55 млрд. кубометров в год. Один только этот разброс показывает, как плохо у нас обстоят дела с учетом попутного газа. Единственное, что известно точно, – мы самая «зажигающая» страна в мире. По данным Всемирного банка, Россия в 2005 году сожгла 55,2 млрд. кубометров попутного газа и вышла по этому показателю на первое место. До этого лидировала Нигерия, но транснациональные компании, которые ведут там добычу, провели специальные мероприятия по утилизации ПНГ. По данным ВБ на конец 2008 года, нам удалось снизить объемы сжигания до 40,2 млрд. кубов, но все равно идущую второй Нигерию мы опережаем почти втрое.

Власти предпринимают попытки решить эту проблему. В январе 2009 года премьер Владимир Путин подписал постановление, которое устанавливает целевой показатель сжигания ПНГ на 2012-й и последующие годы в размере не более 5% от объема добытого попутного газа. Тех, кто не будет соблюдать условие, пообещали наказывать рублем. Анатолий Дмитриевский считает, что выполнить эту задачу к установленному сроку вполне реально, хотя неизвестно, какие коррективы может внести в эту программу экономический кризис. Действительно, финансовое бремя внедрения новых технологий придется нести нефтедобывающим компаниям, и как знать, что для них будет дешевле – ставить приборы учета и утилизировать газ или откупаться штрафами? Г-н Дмитриевский уверен, что рано или поздно всем придется гасить факелы. «Когда размеры штрафов начнут зашкаливать (а их, безусловно, будут поднимать), начнут внедрять приборы учета и технологии, позволяющие утилизировать попутный газ». Но для начала нужно хотя бы начать считать.

"