Posted 9 января 2007,, 21:00

Published 9 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:43

Updated 8 марта, 08:43

Поперек батьки

Поперек батьки

9 января 2007, 21:00
Вчера в Москве начались переговоры белорусской правительственной делегации с российскими властями по поводу конфликта, парализовавшего экспорт нефти в Белоруссию и, как следствие, в европейские страны. После того как Минск ввел транзитные пошлины, а Москва их платить отказалась, нефтепровод «Дружба» опустел, причем обе

У россиян входит в привычку встречать Новый год под гром не только петард, но и топливных скандалов. В прошлом году конфликт разгорелся вокруг экспорта газа на Украину, в этом – вокруг поставок нефти в Белоруссию. Напомним, 1 января, когда была объявлена новая цена на газ (100 долларов за 1 тыс. кубометров) и вступила в действие пошлина на нефть (180,7 долларов за 1 тонну), Минск заявил о введении таможенной пошлины на транспортировку нефти – 45 долларов за баррель. Россия назвала ее незаконной, поскольку она была введена без предварительного уведомления, и платить отказалась. Тогда с 6 января Белоруссия начала несанкционированный отбор нефти, предназначавшейся для западных потребителей. По оценкам «Транснефти», речь идет уже о более чем 79 тыс. тонн.

Тем временем без российской нефти уже остались некоторые европейские страны: Германия, Польша, Словакия и Чехия. Поляки выдвинули претензии к Белоруссии, но официальный Минск категорически отрицает свою вину, уверяя, что прокачку по «Дружбе» остановила Россия. «Говорить, что прокачку нефти прекратила «Транснефть» – это просто абсурд, – сообщил накануне «НИ» вице-президент компании Сергей Григорьев. – Каждая поставка оформляется на границе, но нам белорусская сторона заявила, что примет нефть только в случае дополнительной предоплаты – 45 долларов, которой в договоре нет. Разумеется, это незаконное требование, так как для введения дополнительной пошлины надо заключить новый договор, который будет готовиться заранее и где будут стоять подписи обеих сторон. А они сначала присвоили транзитную нефть, а потом еще задним числом приписывают какие-то дополнительные условия, причем получается, что белорусское правительство дает распоряжение российской компании – это же нонсенс!»

За нефтяников заступился и Владимир Путин, заявивший, что «потери российского бюджета в связи с отсутствием экспортной пошлины на сырую нефть для Белоруссии составляли все последние 5 лет примерно 4–3,5 млрд. долларов». Президент также добавил, что потери экономики России из-за газовых соглашений с Белоруссией составят 3,3 млрд. долларов: «госбюджет потеряет более одного миллиарда, еще два миллиарда составят потери «Газпрома». В пресс-службе «Газпрома» этой оценке очень удивились, но комментировать «НИ» ее отказались.

4 млрд. долларов – это сумма, которую Россия собирается выиграть от введения пошлин, но сколько она может потерять от конфликта, еще никто не подсчитал. Эксперты расходятся во мнениях. «Несанкционированный отбор нефти – это что-то новое в истории международных отношений, но Россия уже не та, что лет 10 назад, и сейчас у нас есть все возможности для транспортировки нефти через другие страны», – сообщил «НИ» директор Института проблем нефти и газа Анатолий Дмитриевский.

Чуть менее оптимистичен президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев: «Конечно, Россия может перенаправить нефть через другие страны, но не в таком объеме. Не надо забывать и то, что задерживаемую нефть надо где-то хранить – это недешево стоит. Если конфликт затянется, России придется платить неустойку западным партнерам, но все сегодня исходят из того, что этот конфликт ненадолго», – сообщил «НИ» эксперт. По его мнению, в сложившейся ситуации виноваты обе стороны. «Конечно, пошлина на транзит – это совершенно абсурдное изобретение, и, скорее всего, она будет отменена. Но и российские власти могли бы объяснить, почему они так долго терпели, а потом разом ввели высокую экспортную пошлину для Белоруссии. Получилось как с молдавским вином, которое мы ввозили много лет, а потом вдруг обнаружили его плохое качество» – отметил «НИ» г-н Григорьев.

Тем не менее есть основания опасаться, что на этот раз конфликт может затянуться. По крайней мере глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил вчера вечером о том, что Россия планирует увеличить экспорт нефти по железной дороге, а также речными судами, когда начнется навигация. Более того, по его словам, предполагается также увеличить загрузку российских НПЗ, а если и этих мер будет недостаточно, то тогда речь может идти о сокращении добычи нефти в стране. Министр отметил, что «Транснефть» уже направила судебные иски в связи с остановкой транзита нефти через Белоруссию. Не исключил он и исков к российским поставщикам от европейских потребителей. Все это говорит о том, что в Минпромэнерго белорусский конфликт воспринимают всерьез.

Бьют тревогу и в Европе – в четверг утром соберется экстренное заседание группы ЕС по поставкам нефтепродуктов, чтобы определить меры на случай их нехватки. Как сообщили «НИ» в Брюсселе, решение о том, приглашать ли российских и белорусских представителей на заседание, еще не принято.

О том, как сложившуюся ситуацию воспринимают на Украине, в Польше и Германии, читайте материал «Надежда на старые запасы».

ЧТО ТЕЧЕТ ПО «ДРУЖБЕ»

Трубопровод «Дружба» протяженностью около 6 тыс. км является крупнейшей системой трубопроводов в мире. Его северный участок проходит по территории Белоруссии, Польши и Германии, а южный – по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии. Соглашение о строительстве трубопровода было подписано 18 декабря 1959 года руководителями стран – членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): СССР, Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР. К середине 1964 года основные объекты системы были сданы в эксплуатацию, а 15 октября 1964 года состоялась официальная церемония ввода магистрали в строй. Однако уже через пять лет выяснилось, что ее мощностей недостаточно для увеличения экспортных возможностей Советского Союза. Весной 1969 году по тем же трассам начали прокладку трубопроводной системы «Дружба-2» диаметром до 1220 мм. Ее строительство было закончено в 1974 году, это позволило увеличить экспортные возможности страны более чем в два раза. После распада СССР центр управления российской частью нефтепровода переместился из Львова в Брянск. В России магистраль проходит по территориям 32 районов и 8 областей. По ней в страны ближнего и дальнего зарубежья направляется почти половина идущей на экспорт российской нефти. В последние годы по основному, западному, направлению нефтепроводной системы «Дружба» перекачивается до 70–80 млн. тонн в год. Эта нефть используется на мощных нефтеперерабатывающих заводах, расположенных в Мозыре (Белоруссия), Плоцке (Польша), Шведте (Германия).

По материалам РИА Новости


ЧЕМ РОССИЯ ТОРГУЕТ С БЕЛОРУССИЕЙ

Доля Белоруссии во внешнеторговом балансе России неуклонно сокращается. Если в 2004 году на союзников приходилось 6,2% российского экспорта и 8,6% стоимости ввозимых в нашу страну импортных товаров, то в 2005 году эти показатели сократились до 4,2% и 5,8% соответственно. На РФ же во внешнеторговом обороте Белоруссии приходится 48,4%. При этом Россия продает товаров почти вдвое больше, чем покупает: экспорт в 2005 году составил 10,1 млрд. долларов, а импорт – 5,7 млрд. Та же картина сохранялась и в 2006 году. По итогам января – октября товарооборот составил 16,4 млрд. долларов, из которых 10,8 млрд. пришлось на экспорт, а 5,6 млрд. – на импорт. В 2006 году Белоруссия по объемам внешнеторгового оборота занимала 6-е место, почти вдвое уступая, например, Нидерландам. Более половины стоимости российского экспорта в Белоруссию составляют нефть и газ. Кроме того, соседи покупают у нас машины и транспортные средства, металлы, химическое сырье. Продают нам белорусы машины и транспортные средства, продовольственные товары и сельхозсырье, текстиль, продукцию химической промышленности.

"