Posted 8 декабря 2013,, 20:00

Published 8 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:44

Updated 8 марта, 04:44

Балийский вопрос

8 декабря 2013, 20:00
В минувшую субботу в ходе затянувшихся переговоров на Десятой министерской конференции на острове Бали члены Всемирной торговой организации сумели все-таки достичь компромисса и принять Балийский пакет договоренностей. Уникальность этого пакета в том, что это первые юридически обязывающие документы ВТО с 1994 года, ког

В рамках Балийского пакета было принято три блока соглашений: одно соглашение по содействию торговым процедурам, то есть изменению таможенных стандартов и оформления, пять документов сельскохозяйственного блока, главным из которых стал вопрос продовольственной безопасности, и четыре документа блока по поддержке наименее развитых стран. Минэкономразвития (МЭР) в лице главы департамента торговых переговоров Максима Медведкова однозначно видит в консенсусе по Балийскому пакету плюсы. Например, облегчение доступа отечественной сельскохозяйственной продукции на мировые рынки, выравнивание стандартов ведения международной торговли, в том числе и в части таможенных процедур, обеспечение большей прозрачности и предсказуемости связанных с торговлей процессов. Но все эти аргументы, звучавшие и год назад, скорее возрождают споры о целесообразности присоединения России к ВТО.

Так, ставший на конференции камнем преткновения блок документов по продовольственной безопасности (в частности, по ограничению закупок для государственных нужд), по мнению Максима Медведкова, должен обезопасить российских производителей от нездоровой конкуренции со стороны развивающихся стран, которые при отсутствии этих условий могли бы выбрасывать зерно на рынок по заниженным ценам.

«Но развивающиеся страны уже сейчас производят избыток сельскохозяйственной продукции, который легко перекрывает предложение наших производителей. У нас сельское хозяйство и так всегда требовало и требует значительной государственной поддержки, которая в рамках договоренностей ВТО почти полностью сошла на нет. Уже сейчас, подведя итог годичного членства России в ВТО, можно сказать, что наша экономика проиграла во всех секторах. И вместо обещанного снижения цен мы видим только их рост. А у МЭР уже который год все та же песня – что все будет только лучше и лучше. Объективно этот пакет документов будет иметь для России отрицательные последствия», – сказал «НИ» завкафедры региональной экономики и экономической географии НИУ ВШЭ Алексей Скопин. Отметим, что декларация об экспортной субсидии только подтверждает намерения ВТО отменить все экспортные сельхозсубсидии и сократить другие формы поддержки АПК, которые так необходимы для российских производителей.

Вместе с тем меры по реализации соглашения о торговых процедурах просто не потребуют от России значительных изменений в таможенное законодательство. Российская система таможенного администрирования ориентирована на достаточно высокие мировые стандарты, в результате чего страна сможет мониторить процессы в торговой сфере и требовать соблюдения новых требований от других стран.

«Но тут возникает серьезная проблема взаимности принимаемых в рамках таких мировых соглашений мер. Потому что ситуация в мире говорит о полном несоблюдении этого принципа – те же США и ЕС, заявляя завышенные стандарты к импортируемой продукции, к своему экспорту требуют поблажек. Это, как понимаете, нельзя назвать свободной торговлей», – говорит «НИ» старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков. Те же США и европейские страны неоднократно демонстрировали, что у них есть более приоритетные торговые требования, чем условия ВТО (соглашения НАФТА – для США и ЕС – для европейских стран). И в таком случае переходный период для унификации таможенных требований, который составляет в среднем 6–8 лет, может затянуться.

Единственный несомненный плюс принятого Балийского пакета заключается в том, что он продемонстрировал, что ВТО скорее жива, чем мертва. Хотя о возрождении Дохийского раунда переговоров по либерализации мировой торговли в рамках ВТО, который начался в 2001 году и окончательно зашел в тупик в 2008-м, по мнению Сергея Жаворонкова, говорить не стоит. Пусть об этом радостно и заявляют все участники балийской конференции.

«Во-первых, до сих пор остаются огромные диспаритеты в мировой торговле сельскохозяйственной продукцией, и соглашение их не устраняет. И, во-вторых, остается большая проблема несоответствия технических регламентов, за которыми по большему счету кроются все те же монополизм и протекционизм», – объясняет эксперт.

Успешное принятие Балийского пакета дало второе дыхание ВТО. Но уже сейчас очевидно, что деятельность ВТО не оправдывает ожиданий. Особенно в свете того, что США и ЕС готовят соглашение о создании так называемого трансатлантического союза, который объединит только развитые страны мира. «Формирование новых интеграционных союзов вполне возможно и ожидаемо. Но Россия, безусловно, окажется за границей этого союза (трансатлантического. – «НИ»). А за вступление в него придется снова заплатить высокую цену. Логичнее было бы МЭР свернуть эту проамериканистскую модель и переориентироваться на страны БРИКС и ШОС», – заключает г-н Скопин.

"