Posted 8 декабря 2005,, 21:00

Published 8 декабря 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

Риск не благородное дело

Риск не благородное дело

8 декабря 2005, 21:00
Многие россияне уже готовы отправиться встречать Рождество и Новый год за рубеж. Вот только дорога всегда чревата неожиданностями, а новогодняя, пожалуй, вдвойне. Путешественник может заболеть, попасть в автомобильную аварию, потерять багаж, в конце концов, просто попасть в неприятную историю. Конечно, всего на свете н

Многие зарубежные страны, например вся шенгенская зона, в числе обязательных требований к предоставляемым документам называют медицинскую страховку. Как правило, стоит она 1 долл. в сутки. При покупке группового тура страховка входит в стоимость путевки, а потому большинством туристов приобретается «на автомате». Но, чтобы впоследствии не пришлось оплачивать лечение из собственного кармана, нужно знать ряд нюансов. Прежде всего при покупке полиса поинтересуйтесь, будет ли вам скомпенсировано возможное лечение полностью. В полисе может быть прописана так называемая безусловная франшиза – а это означает, что в любом случае при обращении к врачу с вас удержат указанную сумму (обычно от 20 до 50 долл.). Причем если вы обратитесь к разным специалистам – например, сегодня к стоматологу, а завтра к терапевту, – то указанную сумму придется платить каждый раз. Такая строка обычно прописывается в полисах, владельцы которых отправляются в групповые туры на массовые курорты (кстати, услуги стоматолога тоже включены далеко не всегда).

Еще один важный момент – страховая сумма. Чаще всего она составляет 15–30 тыс. долл. Не надо думать, что, если с вами что-то случится, сумму выплатят целиком – это значит всего лишь, что лечение может быть оплачено в вышеозначенных пределах. Как утверждают страховщики, к ним до сих пор иногда приходят туристы с требованиями «вернуть разницу» – естественно, безрезультатно. Полис не средство обогащения.

Если вы заболели, не тратьте время и деньги на звонки в страховую компанию, а сразу же свяжитесь с компанией ассистанс. Ее телефоны указаны в полисе, номера могут быть московскими или зарубежными в зависимости от того, где находится ближайшее к вам представительство. Ассистанс – это партнер страховщика, компания, которая фиксирует страховой случай и координирует действия специалистов, призванных вам помочь; она же отвечает перед страховщиком за предоставленную помощь. Сообщите свои данные, контактный телефон и попросите вам перезвонить, опять же в целях экономии. Не ищите врача самостоятельно: во-первых, в таком случае вам никто не гарантирует его компетентность, а во-вторых, далеко не

все программы страхования предусматривают компенсацию самостоятельного лечения. Кстати, покупая полис, поинтересуйтесь у страховщика, если ли в его ассистансе русскоговорящие сотрудники.

Если вы разбили вазу

Помимо всяческих хворей, в поездке могут случиться другие неприятности. Застраховаться можно от несчастного случая, потери багажа и причинения вреда третьим лицам (гражданская ответственность), а также от неожиданной отмены поездки. Минимальный «джентльменский» страховой набор, предлагаемый турфирмами, как правило, эти виды страхования не включает – платить придется дополнительно.

Страхование от несчастного случая стоит от 5 центов в сутки (страховая сумма – до 25 тыс. долл.) и гарантирует выплату единовременной компенсации в случае смерти или утраты трудоспособности застрахованного. Багаж страхуют по расценкам 3,5 долл. за каждое место багажа – причем учтите, что компенсация составит 15–20 долл. за каждый утерянный килограмм веса, но не более 300 долл. за одно багажное место – даже если утерянный чемодан был размерами с небольшой шкафчик и весил ну очень много. При этом действие страховки распространяется только на период, пока багаж находился в ведении авиакомпании – то есть до того, как вы сняли его с багажной ленты. Если в аэропорту вы попросили «присмотреть» за сумкой незнакомца и последний был таков вместе с вашим добром – пеняйте на себя.

Страхование гражданской ответственности стоит 10–50 центов в день и компенсирует ущерб, причиненный третьим лицам. Скажем, вы нечаянно разбили дорогую вазу в магазине, и его хозяин требует с вас денег. Компенсируют же вам затраты лишь при условии, если случай будет официально зафиксирован. Договор на честном слове здесь не работает – так что вызывайте полицию, опять-таки звоните в компанию-ассистанс, ждите, пока она пришлет вам юриста, и не подписывайте до этого никаких бумаг. Кстати, компенсация по данному виду страхования практически не ограничена – способна доходить и до 1 млн. долл., так что ваза вполне может быть и антикварной. Но маленький нюанс: если вы причинили ущерб преднамеренно или в состоянии алкогольного опьянения, случай не будет признан страховым.

Отмена поездки страхуется на случай, если придется ее отменить после того, как деньги за тур будут уплачены. Например, туристу могут отказать в визе, ограбить его квартиру, может помешать поездке и болезнь. Однако страховщик, изучив ваши документы, вправе отказать в продаже данного полиса (его стоимость составляет 4–10% от цены путевки). Особенно это касается визовых рисков – обладателей «чистых» паспортов или бывших нарушителей визовых режимов.

Кроме того, особые страховки требуются дайверам, лыжникам и тем, кто намерен в путешествии заниматься прочими рискованными видами спорта. Не пытайтесь сэкономить и обмануть страховую компанию: если несчастье случится с вами на горном склоне или в результате погружения, «обычную» страховку признают в данном случае недействительной.

Форс-мажор

К сожалению, порой в наши туристические планы вмешиваются стихийные бедствия или теракты (особенно памятен прошлый Новый год в Юго-Восточной Азии). Увы, в таких обстоятельствах рассчитывать на страховой полис особенно не стоит – формально они признаются форс-мажорными и лежат в зоне ответственности не страховщиков, а властей страны, на территории которой произошли. Специалисты от страхования лишь разводят руками: если, например, из-за наводнения машина «Скорой помощи» не может добраться до пострадавшего туриста, чем поможет ассистанс? Что же касается денежных компенсаций – то страховщики и туроператоры говорят – «это тонкий вопрос». Опять-таки в прошлом году эта тема широко обсуждалась: отчего европейские туристы, пострадавшие от цунами, получили потом выплаты, а россияне – нет? По мнению экспертов, все дело в особенностях нашего страхового рынка. На Западе, например, не существует понятия «туристическая медстраховка» – за страхование жизни и здоровья европейцы платят всю жизнь, а не только, когда едут в путешествие. В России же такую роскошь могут позволить себе далеко не все. Соответственно, бюджетная емкость российского страхового рынка в разы меньше западной, а потому – не до щедрых компенсаций.



Кстати

Иногда туристы требуют у страховщиков компенсации по довольно забавным случаям. В практике одной из страховых компаний, например, была такая история: турист, обнаружив возле гостиничного номера-бунгало собаку, разозлился и в сердцах ударил подвернувшегося под руку садовника. Менеджмент гостиницы вступился за своего сотрудника и потребовал компенсировать ему моральный ущерб. Турист же впоследствии упорно пытался получить деньги со страховой компании.

"