Posted 8 ноября 2015,, 21:00

Published 8 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:16

Updated 8 марта, 02:16

Ниже плинтуса

Ниже плинтуса

8 ноября 2015, 21:00
Снижение реальной заработной платы в России в этом году составляет 8–9%, сообщил в конце минувшей недели на заседании правительства глава Минтруда Максим Топилин. Между тем зарплаты и доходы россиян напрямую влияют на потребительскую активность населения. А та, в свою очередь, на макроэкономические показатели, прежде в

По информации Минэкономразвития (МЭР), реальные доходы россиян в сентябре сократились на 0,6% по сравнению с августом. Темпы снижения заработной платы ускорились до 9,7%. МЭР сообщает, что население перешло на сберегательную модель поведения. То есть денежные расходы и сбережения в текущем году, в отличие от 2014 года, превышают доходы. За январь – сентябрь 2015-го это превышение составило 716,3 млрд. рублей. В первую очередь это связано с переводом наличности, имеющейся на руках у людей, в другие формы сбережений – например, в иностранную валюту или вклады на депозитных счетах.

«Отвечая на рост потребительских цен, население продолжает не только снижать потребление товаров и услуг, но и изменяет его структуру, переходя на более дешевые товары и услуги, сокращая спрос на предметы длительного пользования», – констатирует МЭР в своем мониторинге, опубликованном в конце октября.

Как подсчитала международная консалтинговая компания Hay Group на основе опроса в 51 городе России, втрое выросло число компаний, заморозивших зарплаты на уровне 2014 года. Худшие за последние 10 лет времена переживают финансовый и банковский сектора. Санкции и инвестиционный коллапс минимизировали здесь рост зарплат, повышение составило всего 4,4%, и то для 60% сотрудников. «Не первый год мы видим, что неуклонно растет разрыв между размером запланированных премий и реальных выплат», – отмечается в докладе Hay Group.

А из исследования МЭР следует, что если в прошлом году при сравнении зарплат высококвалифицированных специалистов наша страна находилась на одной планке с Польшей, то теперь отечественный показатель оказался ниже польского на 30%. В этом отношении мы приблизились к Китаю, хотя еще год назад российский показатель был на 38% выше китайского.

Реальные доходы (то есть доходы за вычетом обязательных платежей с поправкой на инфляцию) снижаются в нашей стране уже 11 месяцев подряд – в последний раз их прирост в годовом исчислении был зафиксирован в октябре 2014 года. Когда же придет конец этому затянувшемуся падению – вот вопрос, на который пока нет ответа.

«Никакого перелома я не предвижу, – сказал «НИ» старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков. – В России продолжается экономический спад, масштабный отток капитала. Внесенный на 2016 год бюджет предусматривает очевидный приоритет военно-силовой сферы в ущерб сфере социальной. Правительство отказывается от индексации зарплат бюджетников, а пенсии индексирует ниже уровня инфляции. Как при этом могут увеличиться доходы населения? Конечно, внутренний спрос будет снижаться».

По расчетам бывшего министра финансов, главы Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина, в 2016 году реальные доходы населения упадут почти на 7%, а реальные зарплаты – на 10%. Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев согласен с последней цифрой, а вот более значимые с точки зрения покупательной способности доходы, по его мнению, сократятся тоже примерно на 10%.

«С учетом того, насколько жесткий у нас федеральный бюджет в плане индексации пенсий и недоиндексации для неработающих пенсионеров, пока просматривается ухудшение динамики, а не перелом к лучшему. Тем более что инфляция останется высокой», – заметил г-н Николаев в беседе с «НИ». Эксперт указал и на такой момент, как сокращение в сентябре оборота розничной торговли на 10,4% по сравнению с данными за сентябрь 2014 года: «Это произошло как раз из-за падения реальных доходов и зарплат. Сентябрь оказался худшим месяцем за весь текущий год именно с точки зрения торговли. Она в России вносит весомый вклад в ВВП – около 19%, являясь вторым по значимости видом экономической деятельности после промышленности, чей удельный вес в ВВП 28–29%. Падение оборота розничной торговли прямо и непосредственно отражается на динамике ВВП и соответственно на доходах бюджетов всех уровней».

Как отметили в своем недавнем исследовании аналитики Всемирного банка (ВБ), налицо первое по-настоящему серьезное повышение уровня бедности в России за период после дефолта 1998 года. По оценке ВБ, в 2016 году из-за ограниченных бюджетных ресурсов дополнительная поддержка уязвимых слоев населения будет менее существенной, чем во время кризиса 2008–2009 годов, когда к тому же наблюдался некоторый рост располагаемых доходов. «В настоящий момент на долю пенсионеров, работников бюджетной сферы и государственных предприятий приходится основная часть беднейшего населения России; другие группы – это работники неформального сектора экономики и семьи с детьми», – говорится в докладе ВБ.

«Нынешний кризис – это кризис доходов, – резюмирует заместитель директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников. – Сокращения занятости не происходит, рынок труда адаптируется к ситуации через коррекцию заработной платы. Такого резкого ее снижения, как сейчас, не было последние 17 лет».

Судя по всему, на сегодняшний день доходы россиян лишены каких-либо перспектив роста. Причем не только из-за рецессии и отсутствия бюджетных ресурсов, не только из-за того, что в экономике не создаются новые предприятия и рабочие места, но и из-за постоянного повышения тарифов на коммунальные услуги. По данным финансовой группы «БКС», 40% населения тратит на оплату ЖКХ четверть месячной зарплаты. В стране процветает скрытая безработица, многие работают на полставки, по совместительству, находятся в неоплачиваемых отпусках. По субъективным ощущениям большинства населения, как показывают соцопросы, стоимость жизни в России выросла минимум на 35–40% за год, а реальные зарплаты упали на треть, а не на 9–10%, как фиксирует официальная статистика.

Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева сказала «НИ», что сегодня гражданам, по сути, ничего иного не остается, кроме как ждать милости от государства: «Люди лишены возможности самим о себе позаботиться. Той предпринимательской свободы, какая была в 1990-е годы, нет. Население не встроилось в нынешнюю экономику, не стало ее субъектом. Очевидно, что доходы будут снижаться, а бедность – шириться. Мы должны признать, что заработная плата и другие виды доходов незаслуженно упали гораздо глубже, чем снизился ВВП. И это предопределило очень многие процессы в экономике. Низкооплачиваемый труд не может быть эффективным».

Очевидно, что для подъема экономики необходимо раскрутить потребительский спрос, который в России сейчас стремится к нулю. В период кризиса нужно изменить приоритеты бюджетного финансирования и инвестировать прежде всего в человеческий ресурс, в систему социальной защиты, в развитие рынка труда, в создание новых рабочих мест. Нужно в полной мере индексировать зарплаты и пенсии, перераспределять налоговое бремя на более обеспеченные слои. Все это – азбучные истины. Рыночную экономику, если она в рецессии, выводят из этого состояния через повышение платежеспособности населения, у которого стимулируется желание идти в магазины не только за хлебом и молоком.

"