Posted 8 ноября 2011,, 20:00

Published 8 ноября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:09

Updated 8 марта, 06:09

Горючая кубышка

8 ноября 2011, 20:00
Минэнерго завершает согласование проекта постановления правительства о создании коммерческого резерва топлива на базе государственного ОАО «Роснефтегаз», сообщил вчера источник в министерстве. Резерв объемом 2 млн. тонн предназначен для сглаживания ценовых скачков на рынке нефтепродуктов и предотвращения дефицита топли

В пресс-службе Минэнерго РФ говорят, что документ, который может быть внесен в правительство уже на следующей неделе, прошел почти все этапы согласования и находится в Министерстве юстиции. Закупки топлива предполагается производить в период низкого потребления, а реализацию – в случае возникновения дефицита горючего по коммерческим ценам. Напомним, что вопрос о создании системы резервирования поднимался неоднократно. После того как весной этого года в ряде регионов возник дефицит бензина, проблема, по оценке властей, стала «жизненно важной». Допустить, чтобы перед выборами главы государства на бензоколонках вновь выстроились очереди, чиновники не могут по определению. Однако эксперты разошлись во мнениях, насколько эффективным может оказаться создание подобного резервуара.

Предполагается, что 2 млн. тонн топлива, собранные на действительно «черный день», позволят «сбивать» ценовые скачки. Достаточно сказать, что только за последние десять месяцев цены на бензин выросли на 14%, что значительно опережает темпы инфляции. Но, с другой стороны, и подстегивает ее, поскольку подорожание «горючки» стимулирует рост цен по всей транспортно-торговой цепочке. Если бензин будет «зашкаливать», планируется раскупоривать топливную кубышку, чтобы цена падала, особенно в проблемных регионах, к которым относятся Сибирь и Дальний Восток.

Закупка нефтепродуктов в резерв и товарные интервенции на рынке будут осуществляться оператором системы резервирования нефтепродуктов – ОАО «Роснефтегаз». На это оно будет тратить собственные средства или кредиты, полученные на рыночных условиях. Горючее будет накапливаться как на НПЗ, так и в системе «Транснефтепродукта». В случае возникновения дефицита продавать нефтепродукты будут на открытых торгах. Участвовать в них смогут розничные продавцы топлива в соответствующем регионе. Минимальный лот составит 20 тонн, а минимальная цена будет определяться как цена закупки плюс расходы «Роснефтегаза».

Несмотря на кажущуюся выгоду, проект шел со скрипом. Первый вариант документа получил отрицательные заключения Минэкономразвития и ФАС, а после совещания у замруководителя аппарата правительства Дмитрия Рыжкова 23 сентября его вернули на доработку. МЭР настаивало на том, что с дефицитом топлива лучше бороться, используя уже существующую стратегическую систему Росрезерва. Чиновники министерства опасались, что закупка большого количества топлива «Роснефтегазом» сама по себе может вызвать рост цен и возникновение дефицита. В ФАС же возникло мнение, что не учтена ситуация, когда на рынке просто не окажется нужного для закупки в резерв объема топлива. Тем не менее, учитывая важность топливной темы перед выборами, продавить проект все-таки удалось.

Эксперты разошлись в оценках предлагаемой меры. Аналитик инвестиционной компании Григорий Бирг полагает, что «создание резерва действительно позволит осуществлять дополнительный контроль за ростом цен на топливо». По его словам, сейчас идет активная модернизация нефтеперерабатывающих мощностей и одной из причин весеннего бензинового кризиса было как раз закрытие ряда НПЗ на плановый ремонт. Принимаемая правительством мера в дальнейшем позволит подстраховаться и избежать повторения ситуации с бензиновым коллапсом, считает г-н Бирг.

Другие аналитики опасаются, что в условиях сохраняющейся монополизации, отсутствия независимого рынка топлива создаваемый резерв может оказаться малоэффективным. Если цены на бензин пойдут резко вверх, в условиях ценового разгула монополистов «погасить» их не удастся даже 2 млн. тонн резервного топлива, реализовывать которое планируется, как уверяют власти, по «коммерческой» цене. Резерв просто «выгорит», если не изменить саму систему топливного рынка, где отсутствует независимое ценообразование и где сейчас идет непрерывная борьба между растущими аппетитами нефтяных монополистов и властями, пытающимися держать последних в узде, в том числе угрозами многомиллиардных штрафов.

Старший аналитик инвестиционной компании Владислав Жуковский заявил «НИ»: «Создание резерва – мера, которая не решает экономических проблем, стоящих перед топливным рынком страны. Это, по сути, политическая декларация, объясняемая предстоящими выборами». Как пример неудачного применения «стратегических резервов» эксперт привел зерновой фонд, который в прошлом году был сформирован в объеме до 20 млн. тонн, и, тем не менее, это не помешало ценам на крупы, в частности гречку, резко пойти вверх после разразившейся засухи. Г-н Жуковский, скорее, разделяет опасения Минэкономразвития по поводу того, что масштабные закупки дефицитного бензина сами по себе могут лишь спровоцировать новую волну топливного кризиса и сопутствующий этому рост цен.

"