Posted 8 ноября 2009,, 21:00

Published 8 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:30

Updated 8 марта, 07:30

Время пришло

8 ноября 2009, 21:00
В конце прошлой недели Пенсионный фонд России (ПФР) передал правительству Москвы данные о работающих пенсионерах, не имеющих права на так называемые «лужковские» надбавки. По подсчетам ведомства, таких оказалось примерно 200 тыс. Теперь из их пенсий начнут вычитать по 20% до тех пор, пока «долг» не будет погашен. Интер
Сюжет
Деньги

По словам председателя правления ПФР Антона Дроздова, данные фонда о работающих пенсионерах, не имеющих прав на московские надбавки, говорят о том, что перерасчету подлежат пенсии около 200 тыс. пожилых граждан. «Те из них, кто имел работу, но не поставил в известность об этом органы соцзащиты, лишаются надбавок, для части из них повышающаяся с 2010 года пенсия будет снижена на сумму до 20% ежемесячной надбавки», – предупредил глава ведомства. Сумма будет вычитаться до погашения долга перед бюджетом. Мера не коснется тех, чьи должности предполагали городские надбавки и ранее – работников образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты, ЖКХ, тех, кто служит в архивах, ЗАГСах. В свою очередь, глава столичного комплекса социальной сферы Людмила Швецова попыталась успокоить граждан: «Никаких поручений о срочном пересмотре пенсий департаментом социальной защиты не давалось. Жестких репрессий не будет. Никакой очереди создавать мы не будем».

Независимые эксперты уверены: пенсионеры здесь не виноваты – московское правительство само не озаботилось созданием удобной информационной системы, а также мониторингом и учетом работающих пожилых людей. «С одной стороны, это действительно незаконное получение надбавок, ведь только определенные категории граждан могут рассчитывать на дополнительные деньги, – рассказала «НИ» заведующая кафедрой социально-экономических систем и социальной политики ГУ-ВШЭ Наталья Тихонова. – Ведь это все-таки деньги налогоплательщиков, которые должны доставаться тем, кто в них действительно нуждается. Но с другой стороны, нельзя считать работающих пенсионеров злостными нарушителями закона, пытавшимися умышленно взять то, что им не положено». По словам эксперта, для начала необходимо упростить процедуру подачи соответствующих документов в пенсионные фонды. «Зачастую пожилой гражданин, приходя туда, видит огромные очереди в десять окошек и ни строчки информации о том, куда ему обратиться и какие документы принести, – отмечает г-жа Тихонова. – Обвинять в этой ситуации проще всего. Но если власть это делает, то пусть облегчит и саму процедуру».

«Вина двойная – как московского правительства, так и столичных пенсионеров, – сообщил «НИ» директор Института социальной политики и социально-экономических программ Сергей Смирнов. – Но последние виноваты в меньшей степени. О чем думали органы соцзащиты раньше?! На месте Владимира Петросяна (руководителя департамента соцзащиты населения Москвы. – «НИ») я бы подал в отставку. По сути, подчиненное ему ведомство со своей задачей не справилось – 200 тыс. человек незаконно получали надбавки. За это и к ответственности можно привлечь». Однако, как отметил эксперт, формально законные требования ПФР и столичных властей с моральной точки зрения вызывают большие сомнения. «Ясно, что возник дефицит бюджета, но до выборов в Мосгордуму все молчали – значит, важна была некая политическая конъюнктура, – а теперь, когда выборы прошли, вдруг все выяснилось? Это очень странно», – полагает г-н Смирнов.

Моральная сторона проблемы заботит и г-жу Тихонову. «Если мы требуем от самой незащищенной прослойки граждан соблюдения закона, что вполне нормально, то это должно касаться и чиновников, – отметила она. – Порой из-за многочисленных надбавок и премий они даже не знают, какая у них зарплата. Плюс различные льготы в поликлиниках, больницах и других учреждениях, к которым прикреплены их родственники до седьмого колена. А иногда выясняется, что чиновник приватизировал ведомственную квартиру и не одну. Его даже могут за это уволить, но назад фактически украденное имущество вернуть не требуют, а у пенсионеров деньги все-таки вычитают – весьма несправедливо».

Начнут ли работающие пенсионеры возвращать Москве надбавки?

Эдуард ТОПОЛЬ, писатель:
– По-моему, ставить так вопрос власти не должны. В США, например, любой пенсионер может зарабатывать дополнительно до 30 тыс. долларов в год. Если его заработок превышает эту сумму, то по специально выработанной шкале с него удерживается определенный процент от этой суммы. Однако в нашем случае 7 тыс. руб. – это при любых подсчетах уровень физического выживания. И если человек в пенсионном возрасте зарабатывает себе дополнительно какие-то копейки, то удерживать с него еще что-то просто грешно.

Гарри КАСПАРОВ, шахматист:
– Ответ на этот вопрос, думаю, не знают даже в московском правительстве. Основная часть этих денег уже потрачена. Если городские власти попытаются вернуть их через суд, то последствия будут похлеще, чем при монетизации льгот. Ведь теперь не просто перестанут выплачивать деньги, но начнут их отбирать. Однако я не думаю, что в Кремле позволят Лужкову довести до этого. Сработает элементарный инстинкт самосохранения. А утверждения московского правительства о том, что работающие пенсионеры якобы поднимают уровень базовой пенсии, не более чем неуклюжие оправдания, которые никого не могут убедить. Просто в разгар кризиса денег может хватить либо на то, чтобы купить лояльность населения, либо на поддержку приближенного бизнеса. Разумеется, предпочли второе. А населению надо как-то объяснить, почему именно оно должно расплачиваться за все огрехи коррупционной системы, которую мы сами и создали.

Григорий ОСТЕР, писатель:
– Ну что тут скажешь? Кто-то сможет вернуть, а кто-то и нет. В связи с этой абсурдной ситуацией остается только дать невредный совет пока еще будущим пенсионерам, тем, кто сейчас работает и воспитывает детей: воспитывайте их так, чтобы вам никогда не пришлось рассчитывать на помощь государства. Уж ваши дети никогда не потребуют у вас вернуть эту и прочие «надбавки».
Опрос провела Алиса ШТЫКИНА

"