Posted 8 октября 2014,, 20:00

Published 8 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:05

Updated 8 марта, 02:05

Нам любые дороги дороги

Нам любые дороги дороги

8 октября 2014, 20:00
В среду президент РФ Владимир Путин на заседании президиума Госсовета обсудил с его членами вопросы совершенствования сети автомобильных дорог в целях комплексного освоения и развития территорий страны. Эксперты отмечают, что несмотря на принятые программы и транспортную стратегию развития до 2030 года, российские доро

Напомним, в прошлогоднем отчете о глобальной конкурентоспособности, подготовленном Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), по качеству дорог Россия заняла 136‑е место из 144.Тогда его эксперты оценили качество отечественных трасс на 2,3 балла из 7.

Зато при подсчете стоимости российских дорог выходит, что наша страна впереди планеты всей по этому показателю. Владимир Путин в среду также выразил недовольство соотношением «цена-качество» при строительстве автотрасс.

Самая дорогая магистраль в мире на текущий момент находится именно в России – это совмещенная автомобильная и железнодорожная трасса Сочи – Красная Поляна. Ее стоимость составила 285,4 млрд. рублей при протяженности в 48 км. Немногим меньше – 228 млрд. рублей, оценивается проект 19-километрового моста через Керченский пролив, строительство которого активно обсуждали на Госсовете.

Вообще же, по данным Минтранса, километр дороги в России стоит от 1,8 млн. до 500 млн. долларов. Последняя цифра является расчетной стоимостью одной из самых дорогих российских автомагистралей – прекращенного в настоящий момент проекта Четвертого транспортного кольца в Москве. Для сравнения: в США километр дороги стоит от 1 до 267 млн. долларов, а в Китае – порядка 800 тыс. долларов. Такой широкий разброс цен объясняется тем, что при сравнении важно учитывать тип дорог, используемого покрытия, количество полос, ландшафт и регион, по которому трасса проходит.

Стоимость российских дорог поднимает также значительная протяженность территорий, на которых требуется развитие транспортного комплекса. Существенным фактором удорожания является коррупционный элемент – дорожное строительство считается один из самых забюрокраченных и взяткоемких сегментов экономики.

«За последние 25 лет количество автомобилей на российских дорогах выросло более чем в четыре раза – до 47 млн. единиц, в то время как темпы строительства дорог не растут, – сказала «НИ» старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Екатерина Решетова. – Более того, в стране порядка 46 тыс. населенных пунктов (в них проживают около 3 млн. жителей), которые не связаны дорогами с твердым покрытием, то есть всецело зависят от погодных условий».

Как отмечалось на Госсовете, помимо строительства дорог, немалые средства требуются и на поддержание их состояния. И по этому пункту, как отмечают эксперты, Россия отстает от развитых стран. «Ежегодно на строительство и ремонт сети автомобильных дорог выделяется из федерального бюджета более 200 млрд. рублей. В то же время из региональных бюджетов также выделяются денежные средства на модернизацию дорожной инфраструктуры. И в последние три года ассигнования постоянно увеличивались», – рассказал «НИ» председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский.

Однако, как объяснила Екатерина Решетова, 30–40% выделяемых средств тратится только на Москву. Дело тут не только в особой значимости столичного транспортного узла, но и в дополнительных экономических потерях от сложной логистики из-за архаичной «звездной» системы дорог в Центральном регионе.

А средства на восстановление дорог, как правило, направлялись из дорожных фондов, которые формировались за счет топливных акцизов. И недавно проведенный налоговый маневр в нефтяной отрасли, предполагающий снижение ставок акцизов, поставил под угрозу наполняемость этих фондов. «Между тем они показали свою эффективность, – считает г-жа Решетова. – Но теперь даже страшно представить, что будет дальше с восстановлением дорог».

Комментируя итоги Госсовета, эксперты отмечают, что в России строительство автомагистралей зачастую обусловлено не реальной необходимостью, а очередными «проектами века», типа Олимпиады в Сочи или саммита АТЭС во Владивостоке. Насколько эти автотрассы эффективно эксплуатируются в дальнейшем – никого уже не интересует.

"