Posted 8 сентября 2004,, 20:00

Published 8 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Съесть-то он съест…

8 сентября 2004, 20:00
Счетная палата России заявила о своем намерении проверять не только законность, но и эффективность использования бюджетных средств. Для этих целей в ведомстве будет создано специальное управление. Аналитики, опрошенные «Новыми Известиями», называют идею здравой и полезной, но трудновыполнимой.

Первым о грядущем расширении полномочий Счетной палаты заявил на прошедшей конференции в Астане аудитор СП Валерий Горегляд. По его мнению, объявленный правительством переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами требует перестройки всей системы государственного финансового контроля.

Напомним, что с 2006 г. министерства и ведомства перейдут на новую систему финансирования: в зависимости от эффективности работы. Поэтому СП решила не оставаться в стороне от реформы. «Главное направление перестройки – внедрение в практику работы аудита эффективности, позволяющего оценить не только законность расходования бюджетных средств, но и результативность использования государственных ресурсов для достижения целей социально-экономического развития», – говорится в распространенном сообщении Департамента общественных связей палаты.

По оценкам экспертов, реализация этих планов может столкнуться сразу с несколькими проблемами. «Идея хорошая, правильная, но механизмы внедрения не созданы, – уверен Сергей Николаенко, эксперт «Бюро экономического анализа» (БЭА). – Ведь цели перед государственными учреждениями до сих пор не определены. Есть цель: бюджет должен быть ориентирован на результат, а как это сделать – пока неясно. И в этой ситуации, когда неизвестно, что надо делать, эффективность расходов оценивать абсурдно».

Аналитик агентства S&P Борис Копейкин, оценив инициативу, отметил, что она требует коренной переработки всего российского бюджетного законодательства и подходов, которые используются при составлении бюджета. «Необходимо долгосрочное бюджетное планирование, создание системы оценки эффективности, отказ от поддержания бюджетной сети. Наиболее продвинутые примеры оценок эффективности использования бюджетных средств можно видеть в Австралии, Новой Зеландии и Канаде. Но там вообще принципиально другой подход к управлению бюджетом».

По мнению главного экономиста Института финансовых исследований Георгия Трофимова, оценивать эффективность расходования бюджетных средств должны не государственные органы, а независимые аудиторы на условиях контракта. «Ведь всем известно, что государство не всегда может обеспечить объективность: с чиновниками зачастую есть возможность по-тихому договориться», – напоминает он.

Несмотря на то что пока неизвестны ни объемы, ни способы, ни методы «аудита эффективности», в сообщении СП говорится, что уже с 2005 года «каждое контрольное мероприятие будет включать экспертизу результативности расходования средств федерального бюджета».

"