Posted 8 сентября 2003,, 20:00

Published 8 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Наказание за непослушание

Наказание за непослушание

8 сентября 2003, 20:00
Грузия стоит на пороге дефолта

У Грузии не осталось больше шансов избежать дефолта по внешним долгам. Международный валютный фонд (МВФ) заявил вчера, что он «сворачивает» все программы по финансированию экономики страны из-за отказа грузинских властей проводить экономические реформы. Сразу же после этого Парижский клуб кредиторов прекратил переговоры с Грузией о реструктуризации задолженности. В результате страна осталась без средств МВФ и без отсрочки по выплате долгов.

О том, что МВФ может решиться на разрыв соглашений с Грузией, говорилось уже давно. Руководство фонда не скрывало своего недовольства «безынициативной» экономической политикой грузинских властей. В частности, правительству страны инкриминировалась недостаточно активная борьба с «теневой экономикой». К тому же местный парламент так и не принял законы, на которых настаивал МВФ, в частности, закон об «отмывании» денег. И, наконец, фонд считал абсолютно «провальной» бюджетную политику страны. В результате Грузии был поставлен настоящий ультиматум: если до 15 августа все его требования не будут выполнены, МВФ «свернет» все программы по финансированию экономики республики.

Стоит отдать должное руководству фонда: на деле оно оказалось куда более терпеливым, чем на словах. К 15 августа стало ясно, что рекомендации МВФ выполнены не будут. Однако только 8 сентября руководитель представительства МВФ в Грузии Джонатан Дан сделал официальное заявление: больше Грузия не получит по линии фонда ни одного доллара. Последней каплей, переполнившей чашу терпения МВФ, стал все тот же «бюджетный» вопрос: фонд настаивал на том, чтобы правительство добилось от парламента согласия на секвестр расходной части бюджета – в противном случае у Грузии элементарно не хватит средств для покрытия энергокредитов со стороны международных организаций и для обслуживания внешних долгов. Грузинские же власти открытому пересмотру своей бюджетной политики предпочитали «скрытые» секвестры: так, с начала года расходная часть бюджета Грузии уже «усохла» на 105 млн. лари, или 52 млн. долларов. Однако на уплату внешних долгов эти деньги направлены не были, и поэтому от дефолта Грузию до вчерашнего дня отделяли только финансовая помощь МВФ и переговоры с Парижским клубом кредиторов.

Теперь у страны не будет ни того, ни другого. Представитель МВФ в Грузии Джонатан Дан дал понять, что терпение у руководства фонда лопнуло «всерьез и надолго». «В ближайшее время совет директоров МВФ не планирует рассматривать вопрос о возобновлении программ фонда, в лучшем случае мы вернемся к нему в декабре 2003 года», – заявил он. Тут же стало известно о реакции Парижского клуба кредиторов, которому Грузия должна 600 млн. долларов. Представители руководства клуба заявили, что они прекращают какие-либо переговоры со страной о реструктуризации долга до тех пор, пока МВФ не сочтет возможным возобновить свои отношения с Грузией. Фактически это означает, что Грузия уже находится в состоянии дефолта, так как только в этом году она должна заплатить Парижскому клубу 160,6 млн. долларов. Между тем расходы на обслуживание долгов в бюджете-2003 предусмотрены в размере 46 млн. долларов. А дефицит национального бюджета при этом превышает 120 млн. лари.

Грузинские власти, судя по всему, находятся сейчас в состоянии полной прострации. Глава департамента по экономическим реформам и связям с международными финансовыми организациями госканцелярии Грузии Михаил Ахлашвили в интервью «НИ» посетовал только на то, что «во всем виноват парламент». «Минфин выполнил условия МВФ, внес в парламент поправки, предусматривающие секвестр бюджета, однако оппозиция «завалила» правительственную инициативу», – подчеркнул чиновник. И теперь кабинету министров Грузии остается на выбор два пути: либо максимально «взвинтить» ставки налогов и таким образом пополнить доходную часть бюджета. Либо обратиться к олигархам с просьбой «выкупить» страну из долговой кабалы. Однако, как подчеркивают эксперты, и тот и другой путь чреват опасностями: в первом случае в стране может разразиться социальный взрыв, а во втором грузинские власти подпадут под полной контроль олигархических структур.

"