Posted 8 сентября 2003,, 20:00

Published 8 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Друзья поневоле

Друзья поневоле

8 сентября 2003, 20:00
Процесс создания единого экономического пространства вышел на финишную прямую. На бумаге

Вчера правительство России одобрило проект соглашения о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Предполагается, что Владимир Путин подпишет его во время встречи с главами Украины, Белоруссии и Казахстана, которая состоится на следующей неделе в Ялте. Но проблема в том, что почти все стороны объединительного процесса находятся если не в состоянии войны, то уж в напряженных отношениях точно.

Еще недавно казалось, что все договоренности по Единому экономическому пространству срываются. В субботу, например, председатель правительства Михаил Касьянов заявил о том, что белорусская сторона решительно выступает против введения российского рубля на территории Белоруссии. И это несмотря на то, что Россия предложила своему соседу весьма выгодные условия: белорусский «зайчик» планировалось конвертировать по курсу 1,3 к 1 (сейчас один рубль стоит 64 белорусских зайчика), а белорусский бюджет мог бы получить беспроцентный кредит в размере 20 млрд. руб., что составляет более 14% ВВП Белоруссии. Минск даже обещали допустить до самого сокровенного – эмиссионного станка. Правда, с определенной оговоркой: рубли Белоруссия смогла бы печатать в ограниченном объеме и в зависимости от выделенной квоты.

Идя на подобные уступки, вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин в начале сентября без особой радости сообщил, что проект соглашения об использовании рубля в качестве платежного средства на территории Белоруссии практически готов – осталось его только парафировать. Но Кудрин до конца не был уверен в этом и потому добавил: теперь все зависит от Минска. Российский вице-премьер как в воду глядел: президент Белоруссии Александр Лукашенко в последний момент отказался визировать почти готовый документ. И Михаилу Касьянову пришлось заявить о том, что судьба соглашения под угрозой из-за позиции, занятой белорусской стороной.

Не лучше обстояли дела и на переговорах с Украиной. Россия, как известно, предложила своим коллегам создать наднациональный орган, который бы устанавливал единые «правила игры» на всей территории ЕЭП. Украинские правительственные чиновники встретили эту инициативу в штыки. Глава МИД Украины Анатолий Зленко заявил недавно, что не допустит появления наднационального органа. Правда, за откровенность он моментально был отправлен в отставку, а в Москву с извинениями прилетел президент Украины Леонид Кучма. Но «праздник» все равно оказался испорченным.

В довершение ко всему до предела обострился и «газовый вопрос». Сначала Киев сорвал все договоренности по созданию газового консорциума, который, по предварительному соглашению, должен был «качать» российский газ через Украину. Премьер-министр страны Виктор Янукович предложил, чтобы в консорциум, кроме Украины, России и Германии, вошли еще три страны – Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. Российский премьер, заслушав эту инициативу, едва смог сдержать гнев: он ограничился просьбой не выносить на обсуждение такие «сырые» предложения. К тому же на днях «Газпром» отказался образовывать с Белоруссией совместное газотранспортное предприятие, поскольку Минск сознательно торпедирует его создание.

Все эти события наводили на мысль, что ЕЭП умрет, не успев появиться на свет. Однако вчера российское правительство решительно и бесповоротно одобрило проект соглашения о формировании ЕЭП. Складывается впечатление, что кто-то активно подталкивает правительство туда, куда оно идти никак не хочет. Но надо…

Ситуация становится более понятной, если учесть, что во всех странах – участницах ЕЭП приближаются сроки парламентских и президентских выборов. В России и Украине выборы президентов назначены на 2004 год, а в Белоруссии и Казахстане они должны состояться в 2006 году.

Идея воссоздания единого союзного государства может принести нынешним властям миллионы голосов избирателей – конечно, при условии, что она будет умело разыграна. Подобные примеры уже были: так, козырной картой Бориса Ельцин на президентских выборах 1996 года оказалось объединение России с Белоруссией. И хотя этот проект остался только на бумаге, «пиар» на эту тему принес Ельцину немало очков. Нынешние президенты четырех стран, видимо, этот фактор учитывают, поэтому и торопятся с объединением, которое иначе как фиктивным не назовешь.

"