Posted 8 августа 2010,, 20:00

Published 8 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:57

Updated 8 марта, 06:57

Эффект эмбарго

8 августа 2010, 20:00
По данным Минсельхоза, сразу после объявления решения о временном прекращении экспорта зерна за рубеж цены на российском внутреннем рынке снизились на 10%. Украина перестала вывозить зерно за рубеж еще 2 августа, а уже сегодня там говорят о неизбежности повышения цен на хлеб. Возможен ли в России украинский сценарий, п

Как заверил в конце прошлой недели директор департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ Петр Чекмарев, цены на зерно будут «плавать», поскольку все зависит от валового сбора. Кроме того, он добавил, что в России в целом зерна достаточно, но, чтобы минимизировать различные риски, в том числе и продовольственные, было принято решение временно прекратить поставки на экспорт. Напомним, временное эмбарго на экспорт РФ введено в отношении пшеницы и меслина (ржано-пшеничной смеси), ячменя, ржи, кукурузы и муки с 15 августа по 31 декабря 2010 года.

Инициаторы запрета полагают, что временное ограничение к тому же позволит нивелировать возможный рост цен из-за переноса товарных интервенций для сельхозпроизводителей из пострадавших от засухи регионов, ранее намеченных на 4 августа. Теперь уже известно, что их начнут не ранее конца октября – начала ноября. Такое решение Минсельхоз принял, чтобы сохранить запасы интервенционного фонда до окончательного подсчета потерь.

Тем временем еще 2 августа свое эмбарго на вывоз пшеницы и всех зерновых объявила Украина, и тоже из-за проблем с урожаем. Но уже сегодня там прогнозируется повышение цены на хлеб из зерна нового урожая. Председатель наблюдательного совета ОАО «Хлеб Киева» Владислав Атрошенко заявил прессе, что арифметические основания для увеличения цен на хлеб есть уже две недели.

«В себестоимости хлеба примерно 40% составляет зерно. Сегодня мы имеем цену 1550 гривен за тонну и видим 23% роста цены по отношению к цене предыдущего маркетингового года. Себестоимость хлеба вырастет соответственно на 9%», – сказал он. А президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Алекс Лисситс сообщил украинцам, что им стоит ожидать повышения цен не только на хлеб, но и на мясомолочную продукцию. «Зерно дорожает. И связано это в первую очередь с сильной засухой в РФ и в некоторых других странах. К примеру, в Германии прогнозируют снижение урожая на 30%. И германский фермерский союз уже объявил о том, что подорожает продукция животноводства. Украинцам тоже следует ожидать повышения цен на продукты», – сказал он.

А в чем же тогда смысл эмбарго и не постигнет ли Россию та же участь? Хотя у нас на социальных сортах хлеба крепко лежит рука государства, но все же… «Нет, не постигнет. Цена на хлеб никак не связана со стоимостью пшеницы! – заявил «НИ» Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза. – В булке хлеба себестоимость зерна составляет всего 15%. За последние 2,5 года зерно в цене упало в 2,5 раза, а хлеб, наоборот, только дорожал. Поэтому связи здесь не ищите. Термин «цена на зерно» используют спекулянты. Он служит лишь поводим для поднятия цен на хлеб. Эмбарго действительно поспособствовало удешевлению зерна на 10% – до 5,5–5,8 тыс. руб. за тонну. И это ожидаемый вектор. Все правильно».

Агван Микаелян, гендиректор центра «Финэкспертиза», хоть и согласен с тем, что цены на хлеб и на зерно в России не увязываются «напрямую», но не понимает необходимости эмбарго и целей, которые оно должно достичь: «Да, в связи с нашим запретом цены на чикагской бирже выросли на 7%. Но ведь у нас внутри они до этого тоже выросли. Только на порядок больше. В отдельных регионах удорожание составило 60–70%! К тому же не пострадавшие от засухи аграрии свое зерно «зажимают» в ожидании еще большего роста. А рынки сбыта потерять успеем», – отметил «НИ» специалист.

Впрочем, допускает эксперт, «у правительства, может быть, имеется более сложный план – сейчас спровоцировать рост цен на Западе, чтобы в феврале, на пике спроса, свое зерно продать подороже. Ведь действительно первый вице-премьер Игорь Шувалов сразу сказал, что решение о запрете может быть пересмотрено после подведения итогов уборочной кампании. Да и Владимир Путин особо подчеркнул временный характер эмбарго. «Нам повезло в том, что у нас оказались избыточные запасы зерна – 23 млн. тонн, – развивает мысль г-н Микаелян. – У Украины этого нет. И это момент принципиальный. Если их зерно подорожает более чем на 100%, то и хлеб на полке пойдет в рост. Это правда».

Другое дело, что не задается слаженная работа внутри Таможенного союза (ТС) из-за разницы урожаев и цен внутри него. Это явный признак того, где «тонко». ТС более-менее обзавелся едиными правилами ввоза товаров, и то здесь постоянно возникают вопросы. Что же до вывоза, то отказ Казахстана поддержать Россию с ее временным эмбарго ясно демонстрирует, что «в товарищах согласья нет». Алексей Портанский, ведущий научный сотрудник Института торговой политики, согласен: «То, что каждый здесь действует независимо, вполне вписывается в сложившуюся ситуацию (когда у одних мало продукта, а у других его много), но никак не вписывается в политику ТС, поскольку его территория намеревается быть единым экономическим пространством. И понятно, что если Россия потеряет покупателей зерна, то Казахстан их приобретет». И для этого не обязательно было союз городить. Но эксперт считает, что отчаиваться рано – ТС проходит этап становления и, пока его границы окончательно «зацементируются», не исключена череда изъянов.

"