Posted 8 августа 2004,, 20:00

Published 8 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Регионы ждут комиссаров

8 августа 2004, 20:00
Совет Федерации одобрил вчера поправки в Бюджетный кодекс России, ранее принятые Государственной думой. Этот новый этап в реформе межбюджетных отношений, да еще и в сочетании с монетизацией льгот, может принести дотационным регионам много проблем.

Как заявил на заседании Совета Федерации министр финансов Алексей Кудрин, после принятия поправок бюджеты субъектов Федерации «будут сбалансированы по всем параметрам». Чтобы обеспечить обещанный баланс, правительство уже приступило к созданию резервного фонда в 30 млрд. руб. Кроме того, министр обещал сенаторам, что в бюджеты регионов вернутся недоплаченные налоги ряда крупных компаний.

По заверению идеологов реформы, отныне регионы смогут проводить самостоятельную налоговую и бюджетную политику в рамках конституционных полномочий. Поправки устанавливают единые нормативы отчислений от налогов в федеральный, региональный и муниципальный бюджеты. Председатель профильного комитета СФ Евгений Бушмин особо подчеркнул, что вводится новое понятие «бюджетных полномочий субъекта Федерации». Ранее применявшийся термин «бюджетная компетенция» означал право на сбор собственных финансовых ресурсов и их расходование. Если выразиться проще, раньше федеральный центр не стеснялся забирать у регионов денег столько, сколько считал нужным. Какая доля налогов останется на местах, определялось ежегодно. Год на год не приходился, а лоббистские усилия региональных вождей мало помогали. Теперь, как уверяют, все будет иначе, залогом чему – единые нормативы. Будет также изменена структура бюджетной системы. Этого требует реформа местного самоуправления, в результате которой будут образованы поселения, муниципальные районы и городские округа. Проведение реформы также ляжет на плечи региональных властей.

Вполне очевидно, что реформа межбюджетных отношений накладывается по времени на нашумевшую замену льгот денежными выплатами. Обе реформы четко мотивированы, но плохо сочетаются одна с другой. На этом фоне Минфин напряженно думает о сокращении государственных расходов в связи с еще одной – налоговой – реформой, поэтому большая часть финансирования выплат льготникам, как и обеспечение оставшихся натуральных льгот, сброшены на регионы.

В этих условиях реформа межбюджетных отношений, несмотря на декларируемое ограничение произвола центра, оказывается направленной против регионов. Если учесть, что, по данным Экономической экспертной группы, 71 из 88 субъектов Федерации остаются дотационными, а 42 в помощи государства нуждаются остро, то негативное отношение глав большинства регионов к реформе легко предсказуемо. Роль громоотвода общественного недовольства при фактически нулевом политическом влиянии на федеральных законодателей их явно не устроит.

В недавнем докладе Института экономики города в числе главных минусов реформы межбюджетных отношений названы «механизмы изъятия доходов регионов и муниципалитетов, которые затрагивают и их собственные доходы, что создает антистимулы для экономического развития». Нынешний же одновременный запуск нескольких реформ чреват системным кризисом.

Недаром вновь становится актуальной тема банкротства регионов с введением временных финансовых администраций – «финансовых комиссаров». Предполагается, что передача им власти с санкции арбитражного суда будет возможна в случае, если просроченная задолженность регионального бюджета превысит 30% его доходов. Впрочем, как отмечают эксперты, в этой ситуации первую скрипку, скорее всего, будет играть уже не экономика, а политика, в которой едва ли не решающими окажутся интересы региональных элит.

"