Posted 8 июля 2015,, 21:00
Published 8 июля 2015,, 21:00
Modified 8 марта, 03:36
Updated 8 марта, 03:36
О российских авиакомпаниях Тасун в минувший вторник выразился буквально как о тяжелом пациенте: «Перевозчики в очень плохом состоянии». Видимо, настолько плохом, что глава ассоциации недоумевает, «как они будут закрывать убытки», которые прогнозируются на уровне 30 млрд. рублей.
Все надежды сейчас – на третий квартал. Лето с его отпускным сезоном может если не исправить положение кардинально, то хотя бы дать шансы на рост пассажирскому авиатранспорту. Во всяком случае в 2014 году за счет летних месяцев перевозчикам удалось выйти в плюс на 3,7 млрд. рублей.
Конечно, представители авиационной отрасли надеются в кризисное время на поддержку правительства. Месяц назад они обратились в правительство с предложением обнуления НДС для авиаперевозчиков, которое пока осталось без ответа. По мнению Тасуна, «такое ощущение, что ни в правительстве, ни в Минтрансе просто не хотят замечать сложившуюся реальность».
Авиаторам тем временем ничего не остается, как перевозить своих соотечественников по стране и миру с отрицательной рентабельностью. И этот процесс, как показывает статистика, продолжается пятый год подряд. Еще в 2011 году их убытки равнялись 14 млрд. рублей, в 2012 году – 7,7 млрд., в 2013 году – почти 5 млрд. В прошлом году кривая экономического неблагополучия авиакомпаний взметнулась вверх – минус составил 24,6 млрд. рублей.
Несмотря на это перевозчики – по крайней мере, так они говорят – в целях привлечения пассажиров активно прибегают к снижению цен на внутренние рейсы. В среднем – на 50%. К примеру, в июнe можнo было приобрести билеты из Москвы в Симферополь и назад всего за 7 тыс. рублей. В Сoчи, Гелeнджик, Анапу по спeциальным тарифам мoжно слетать за 6–7 тысяч. При этом реальная стоимость на данных маршрутах (в оба конца) – не менее 15 тыс. рублей.
Льготные расценки авиакомпании вводят нe только на южные, но и на востoчные напрaвления. Результат уже не заставил себя ждать – Ассоциация турoператоров России констатирует значительное, на 30% по сравнению с прошлым годом, увеличение спрoса на внутренний туризм. Статистика свидетельствует, что за первое полугодие на международных линиях наши авиакомпании перевезли 18 млн. человек (падение за год на 14,1%), на внутренних маршрутах – 23 млн. (прирост за год на те же 14,1%).
Глава аналитической службы отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев отметил в разговоре с «НИ», что у отечественных авиакомпаний те издержки, которые номинированы в подорожавшем долларе, сильно увеличились. «Надо учитывать, что подорожание билетов у российских авиакомпаний, которое было до наступления отпускного сезона, все равно не давало им покрывать свои расходы», – считает эксперт. По его мнению, перевозчики традиционно проявляют к пассажирам «щадящий режим», предполагающий такие акции, как полет на курорт за 50% от стоимости авиабилета.
С другой стороны, особого выбора у авиакомпаний нет: если они будут и дальше задирать цены, то в условиях кризиса и падения реальных доходов населения рискуют остаться вовсе без пассажиров.