Posted 8 июля 2008,, 20:00

Published 8 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:04

Updated 8 марта, 08:04

Никто не хотел отвечать

Никто не хотел отвечать

8 июля 2008, 20:00
Из недавних громких туристических скандалов в Турции, казалось бы, специалисты должны извлечь уроки. Вчера представители общественных организаций и участники страхового рынка обсуждали, кто и как с учетом происшедшего должен теперь отвечать за то, чтобы подобных ЧП больше не было. Все сошлись в одном: необходимо срочно

Напомним, что в центре скандала оказалась «всероссийская здравница» – Турция, где более 500 туристов (хотя некоторые эксперты говорят, что их было около 1 тыс.), отдыхающих по ваучерам разорившейся компании Vasko, выселяли из отелей, а прибывших «на место» попросту не заселяли. За последний месяц участились также случаи задержки авиарейсов на турецком направлении. Последним же ньюсмейкером стал турист из Екатеринбурга, который в Анталии впал в кому, и местные врачи выставили родственникам счет за его лечение в 25 тыс. долларов, в то время как отдыхающий был застрахован лишь на 15 тыс.

Эти и многие другие проблемы связаны с «мертвым» законом «Об основах туристической деятельности в РФ», считает генеральный директор Центра защиты и помощи гражданам России за рубежом и поддержки соотечественников Дмитрий Давыденко. Между тем, только год назад в закон были внесены изменения, устанавливающие финансовое обеспечение ответственности туроператоров перед туристами. Это банковская гарантия или страхование ответственности туроператора. Казалось бы, что еще нужно.

Но, по словам г-на Давыденко, в случае с банкротством Vasko, если страховая компания и возместит ущерб, то каждый турист сможет получить не более 1,5 тыс. руб. Все из-за того, что финансовая гарантия компании в 10 млн. руб. слишком мала для почти 6 тыс. пострадавших соотечественников. Впрочем, эксперт вообще сомневается, что кто-то получит хоть какие-то деньги, пусть даже более чем скромные. Страховщики не покроют риски, которые являются преступлением, а против компании собираются возбуждать уголовное дело, так что велика вероятность, что ее признают виновной.

Именно поэтому закон необходимо менять, а точнее создать реальный механизм финансовых гарантий и защиты прав российских туристов, выезжающих за рубеж, полагает сопредседатель Клуба защиты прав туриста Роман Бобылев. Таким гарантом, по его мнению, должен стать фонд, который находился бы под контролем «незаинтересованных организаций» и был бы независим от участников страхового и туристического рынка. Сейчас пострадавший турист по закону получает страховые выплаты в лучшем случае через полгода, а этот фонд мог бы работать «в оперативном режиме», чтобы деньги выплачивались через два-три дня после происшествия. Кроме этого, согласно закону, возмещение реального ущерба происходит только на территории России, а как быть туристу, который по вине оператора «застрял» в незнакомой стране и у него нет возможности оплатить обратный билет на родину? И в этой ситуации, по замыслу г-на Бобылева, палочкой-выручалочкой может выступить фонд, специалисты которого оплатят туристу билет на самолет, а если есть необходимость, то проживание и питание в отеле до вылета.

С критикой подобной идеи решительно выступили участники страхового рынка. По их мнению, подобный фонд станет лишь «кормушкой для коррупционеров». Они рекомендуют всем россиянам повышать свою «страховую культуру» и внимательно знакомится со всеми документами, а также тщательно просчитывать свои возможные риски за рубежом. Кроме того, страховщики заявляют, что если отдыхающего не устраивает стандартная «пляжная» страховка на 10–15 тыс. долларов при покупке турпутевки, то он может добровольно застраховаться на 100, а то и 200 тыс. Правда, сразу уточняют, что рядовому туристу это обойдется «в копеечку».

"