Posted 8 июня 2011,, 20:00

Published 8 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:26

Updated 8 марта, 06:26

Заигрались

8 июня 2011, 20:00
Поправки, отменяющие обязательное применение электронных аукционов при государственных закупках, будут внесены в Госдуму в ближайшее время. Об этом было заявлено вчера на международном форуме по государственным закупкам. Заказчик сможет сам выбрать, участвовать ли ему в подобном аукционе или нет. По мнению авторов пред

Тема госзакупок приобрела особую актуальность в конце прошлого года, после того как внимание на нее обратил Дмитрий Медведев. Президент возмутился тем, что медицинские томографы, закупаемые в рамках госпрограммы, в одних регионах стоили в несколько раз дороже, чем в других. Руководитель контрольного управления президента Константин Чуйченко уточнил, что цена аппарата от производителя составляла около 16 млн. рублей, но в некоторых медицинских учреждениях их умудрились закупить на порядок дороже. Так в одной из областей магнитно-резонансный томограф обошелся бюджету аж в 90 млн. рублей. То есть получалось, что стоимость однородного медицинского оборудования отличалась в 2–3 раза. Ущерб от таких закупок был оценен в 1 трлн. рублей. Генпрокуратура направила в Следственный комитет материалы дела по фактам закупки томографов по завышенным ценам. А президент дал указание реформировать систему госзакупок в том числе, что касается законодательства.

Вчера представители Министерства экономического развития и профильные комитеты Госдумы отчитывались, что сделано на специально созванном для этого международном форуме. В Минэкономразвития разработан проект закона «О федеральной контрактной системе», который должен заменить пресловутый 94-й закон о госзакупках. Перспективы нового законопроекта обозначил заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев. По словам замминистра, новый законопроект, который предполагается внести на согласование через месяц-полтора, должен выполнять три основные цели. Он должен быть понятней и проще нынешнего, иметь более широкий набор инструментов и большую свободу для размещения заказа. И в то же самое время новые правила должны повысить ответственность заказчика на всех циклах государственного заказа. А вот электронные аукционы из 94-го закона, которые должны были предотвратить коррупционные сговоры при госзакупках, г-н Лихачев раскритиковал по полной программе. По словам заместителя министра, идея, чтобы электронные торги выступили в качестве панацеи от коррупции, провалилась. В результате того, что была ориентация на самую выгодную низкую цену, снизилось качество поставляемых услуг и товаров. Введение между заказчиком и поставщиком электронных площадок в том виде, в каком они сегодня существуют, не решает практически ни одной из продекларированных задач. В частности, не достигается анонимность участников торгов.

Атаку на электронные торги продолжил председатель комитета по строительству и земельным отношениям Госдумы Мартин Шаккум. Он отметил, что никуда нам не удалось уйти от человеческого фактора. Если раньше заказчиков упрекали в сговоре с поставщиками, то теперь решения позволили принимать операторам электронных площадок, которые не обладают профессиональной этикой. «Чтобы все было справедливо, это должны быть кристально чистые люди, которых выращивают в пробирке и завозят с Марса», – возмущался депутат. По его мнению, 94-й закон «совершенно увел нас в первую очередь в сторону процедур». А заказчик должен прежде всего отвечать за результат. «А то получается, что ты вроде все по правилам сделал, а что получилось, уже не важно, – пояснил Шаккум. – И то, что товара нет, иногда тоже».

По мнению Шаккума, даже само слово «аукцион» вводить в систему заказа было вредно, поскольку «люди заигрываются, идут на все, демпингуют, после чего им приходится снижать качество работ». Депутат даже проинформировал, что сформировалась такса (30–40 тыс. рублей), за которую покупают информацию об участниках аукциона, а затем, уже владея этой информацией, оказывают на них давление. Кроме того, на электронных площадках нередко происходит технический сбой, в результате на несколько часов все результаты «сносятся», и многие добросовестные участники не успевают принять участие в конкурсе. В то время как мошенники всегда везде оказываются вовремя. Под конец своего выступления г-н Шаккум сообщил, что в ближайшее время, скорее всего уже в июне-июле, в Госдуму им будут внесены поправки по отмене обязательных электронных аукционов. «Обязательную форму электронных аукционов необходимо отменить, – пояснил парламентарий. – Заказчик должен самостоятельно выбирать ту форму торгов, которая удобна для данной закупки». Того, что отмена аукционов не уменьшит, а увеличит коррупцию, депутат не опасается. «Нужно лишь сформировать четкую систему определения цены, – пояснил «НИ» депутат. – К этому будет привлекаться широкий круг экспертов. Сейчас же аукцион служит больше ширмой для заказчика для того, чтобы прикрыть мошеннические схемы».

Противников этих предложений в зале не оказалось. Что в принципе было неудивительно. Например, на конференции не было никого из представителей Федеральной антимонопольной службы. Между тем ФАС выступает категорически против отмены обязательных электронных аукционов и считает, что закон, который предлагает Минэкономразвития, приведет к росту коррупции в стране.

"