Posted 8 июня 2011,, 20:00

Published 8 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:26

Updated 8 марта, 06:26

Нефть в обмен на самолеты

Нефть в обмен на самолеты

8 июня 2011, 20:00
Импорт товаров в РФ из стран дальнего зарубежья, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), вырос за январь – май 2011 года на 48,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 96,272 млрд. долларов. Одновременно экспорт вырос на треть. Однако, хотя объем внешнеторгового оборота страны достиг 250,9

Наблюдающийся рост внешнеторгового оборота во многом является спекулятивным. Как сообщил «НИ» директор Института анализа предприятий и рынков Андрей Яковлев, «благодаря высоким нефтяным ценам произошел рост доходов от экспорта, что позволило больше тратить на импортные закупки, в том числе нефтегазовыми компаниями. Однако увеличения объемов экспорта, к примеру, тех же энергоносителей практически не произошло». По оценке эксперта, нынешние впечатляющие показатели внешнеторгового оборота во многом являются «конъюнктурными», «этот пузырь может легко лопнуть, если цены на нефть пойдут вниз», сказал Яковлев.

Главной статьей российского экспорта остаются нефть и газ – 70%. На втором месте стоят изделия из металлов (9,6%). И лишь на третьем, с большим отрывом, – продукция машиностроения (4,2%). Причем доля высокотехнологичной продукции в российском экспорте продолжает снижаться, упав почти вдвое в прошлом году. И это при том, что правительством широковещательно объявлены планы по переводу экономики на инновационные рельсы.

Однако статистика свидетельствует об обратном – Россия продолжает гнать сырье на экспорт, одновременно наращивая закупки импортных высоких технологий вместо экспорта собственных. В импорте машиностроительной продукции наиболее сильно возросли закупки авиатехники – в 1,6 раза. Как сказала «НИ» пресс-секретарь российского представительства «Эрбас индастриз» Мария Шляхтова, «в ближайшие 20 лет российским авиакомпаниям потребуется около одной тысячи самолетов как для расширения парка, так и для замены устаревающей техники на сумму около 90 млрд. долларов». В основном пополнение ветшающего воздушного флота ведется отечественными авиакомпаниями за счет импортных поставок, поскольку собственная авиационная отрасль производит самолет практически поштучно. Россия стала больше покупать и импортных автомобилей. Так, в 2010 году увеличила импорт легковых автомобилей на 32% по сравнению с показателями предыдущего года.

Что касается высокотехнологичного экспорта, то здесь наибольшие успехи нашей стране пока удается демонстрировать лишь в сфере торговли оружием. В прошлом году Россия продала вооружения за рубеж на рекордную сумму – 8,6 млрд. долларов. Для сравнения: десять лет назад продукции военного назначения иностранным заказчикам было поставлено лишь на 2,1 млрд. долларов. Как сказал «НИ» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, «структурный перекос в сторону «оборонки» у нас в промышленности сложился еще с советских времен, однако благодаря этому сейчас там сконцентрирован основной научно-технический потенциал страны, отрасль может стать локомотивом модернизации экономики». С другой стороны, потенциал этот продолжает стремительно ветшать. Как сказал «НИ» директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко, «многолетнее пренебрежение военной промышленностью привело к тому, что сейчас мы закупаем компоненты для спутников на Тайване». Так что рассчитывать на то, что «оборонка» и в будущем сможет тащить на себе отечественный высокотехнологичный экспорт, не приходится.

Рост сырьевых экспортных показателей при одновременном наращивании импортных высокотехнологичных закупок, вплоть до боевой техники, свидетельствует о том, что Россия все дальше отдаляется от передовых стран мира, увековечивая свой сырьевой статус.

"