Posted 8 июня 2009,, 20:00

Published 8 июня 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:26

Updated 8 марта, 07:26

Прозрачная взятка

Прозрачная взятка

8 июня 2009, 20:00
Новые законодательные инициативы по борьбе с коррупцией представил вчера журналистам председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству председатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников. По его словам, многие находящиеся в стадии принятия законы, даже есл

По словам г-на Крашенинникова, антикоррупционное законодательство – это не то, где говорится, как кого наказать. Это законы, касающиеся в первую очередь сферы экономики и управления, поскольку возможности для коррупции во многом зависят от того, насколько четко и прозрачно прописаны все процедуры принятия решений в этих сферах. Скоро всем этим процедурам предстоит пройти специальную проверку. Уже во втором чтении принят закон, связанный с антикоррупционной экспертизой. Сейчас Минюст и прокуратура тоже проверяют законодательные акты на соответствие действующему законодательству и международным актам. Теперь наряду с этим будет проверяться наличие критериев принятия решения. «Например, есть ли четкие критерии при выборе заказчика строительства какого-нибудь памятника в субъекте Федерации или это отдается на откуп чиновникам», – пояснил депутат.

Примером законов иного рода, которые создают дополнительные возможности для коррупции, можно считать внесенный на днях в Думу законопроект, который предлагает взимать с граждан налоговые недоимки во внесудебном порядке. Это взыскание возможно либо со счетов, либо с имущества граждан. «Ассоциация юристов России категорически против этого законопроекта, – сообщил «НИ» г-н Крашенинников. – Он противоречит Конституции, которая гласит, что изъятие собственности возможно только по решению суда. Налоговые инспекторы и судьи – это все- таки разные квалификации и разные процедуры. В суде заслушивается и одна, и другая сторона, а здесь предлагается просто взыскивать недоимки через определенный период после того, как вам прислали письмо о том, что вы должник». По словам депутата, многие граждане, имеющие в собственности квартиры, дачные, садовые участки, жаловались, что им одни и те же бумаги о взыскании налогов приходят по 3–4 раза. Человек заплатил, а через три месяца бумага опять приходит. В случае принятия этого закона отказ платить по нескольку раз может завершиться списанием денег с банковского счета. Понятно, что при таких условиях коррупция не заставит себя ждать. «Мне кажется, что здесь возможности для принятия неправильных решений гораздо больше, чем в суде», – отметил глава думского комитета.

Один из способов борьбы с коррупцией – декларирование доходов чиновников. Соответствующий законопроект уже принят, и со следующего года эта практика станет массовой. Но и здесь есть немало подводных камней. Во-первых, будут ли чиновники записывать все свои доходы, во-вторых, декларация не дает ясности, откуда эти доходы получены. «Надо, чтобы декларации совпадали с действительностью, – отмечает г-н Крашенинников. – Когда чиновник пишет, что у него много денег – это уже плюс, что он это указывает. Минус – если эти деньги неправильно заработаны, но это надо доказывать. Если несоответствия очевидны, надо проверять», – заметил депутат. В то же время он против того, чтобы слуг народа обязали декларировать еще и расходы. «Они должны быть максимально прозрачны с точки зрения получения доходов и принятия решения, но частная жизнь у них тоже должна быть, и вмешиваться в нее не стоит, – заявил народный избранник. – Если есть сделки, которые вызывают сомнения, можно проверить. А если станут декларировать все, то, наверное, будут какие-то скрытые расходы».

Проблемой нашей страны всегда было не отсутствие законов, а их слабое исполнение. Именно это не дает уверенности, что все принятые антикоррупционные меры будут работать должным образом. «Я не знаю такого закона, который бы выполнялся на 100%, – признал г-н Крашенинников. – Может, какие-то нормативные акты и есть, но чтобы полностью закон исполнялся – вряд ли». Депутат рассказал «НИ», что, когда хромает исполнение закона, исполнители говорят: вот закон плохой, мы не можем его исполнить. Например, сажают за преступление на пять лет, а нужно прописать десять, и тогда все будет нормально. «Нормально не будет, – не согласен глава думского комитета. – Как брали одного из ста, так и будут брать, но только теперь он будет отвечать чуть-чуть больше. Конечно, основная проблема в реализации законодательства, но и само оно тоже нуждается в корректировке».

"