Posted 9 апреля 2019,, 10:01

Published 9 апреля 2019,, 10:01

Modified 7 марта, 16:02

Updated 7 марта, 16:02

Сергей Катырин: бизнес заинтересован в деловой журналистике

Сергей Катырин: бизнес заинтересован в деловой журналистике

9 апреля 2019, 10:01
Торгово-промышленная палата с помощью конкурса продолжает поиск и поддержку тех, кто способен профессионально освещать экономическую и предпринимательскую тематику, - считает президент организации Сергей Катырин.

Ещё в 1993 году Торгово-промышленной платой и Союзом журналистов России был учрежден Всероссийский конкурс журналистов "Экономическое возрождение России", позже к его проведению подключилось Международное информационное агентство "Россия сегодня". В нынешнем году 11 апреля в этом агентстве в юбилейный, 25-й раз состоится церемония награждения победителей. О конкурсе, о взаимоотношениях СМИ и бизнеса, а также о состоянии дел в деловой журналистике рассказал глава ведущего бизнес-объединения страны.

- Для конкурса четвертьвековой юбилей – это серьезно. А с чего все начиналось?

- В начале 90-х годов прошлого века советская школа журналистики распадалась, в профессию массово пришли рерайтеры, пишущие на любые темы на основе ранее уже написанных текстов, часто заимствованных из западных СМИ. Журналисты, ратовавшие за возрождение отечественной экономики, невольно оказались на обочине медийно-коммуникационной жизни. С появлением интернета содержательная журналистика упала еще ниже. Сегодня в мировой паутине насчитывается лишь 5-7 процентов оригинального контента, а остальное – тот самый рерайтинг, переработка чужих публикаций.

Возникла идея организовать журналистский конкурс для развития новой деловой журналистики. Он получил название "Экономическое возрождение России", созвучное целям и задачам страны в тот период (впрочем, актуальное и сегодня).

Отмечу, что это был первый профессиональный конкурс среди журналистов, пишущих на экономические темы. Нам хотелось, чтобы СМИ объективно отражали проблемы и успехи становления отечественного предпринимательства, мы стремились поддержать экономическую журналистику.

Жизнь не стоит на месте. Российская экономика развивается, сталкивается с новыми вызовами. Импортозамещение и поддержка отечественного производителя, национальные проекты, цифровизация – власть и бизнес вместе ищут решения на пути экономического развития. Важно, чтобы СМИ содействовали этим процессам профессиональными словом, фото, видео, постингом… Россия стремится к международной конкурентоспособности, следовательно, нужна эффективная и целенаправленная информационная поддержка. С помощью нашего конкурса продолжается поиск мастеров деловой журналистики.

- Какова сегодня роль информационной поддержки в обеспечении конкурентоспособности российской экономики и бизнеса?

Ведущие зарубежные компании и бренды преуспевают в мире во многом благодаря целенаправленному, массированному и профессиональному продвижению на мировых рынках своих товаров и услуг. В истории развития предпринимательства было немало примеров, когда компания с небольшими уставными средствами добивалась многократной капитализации своего бизнеса за счет эффективного взаимодействия со СМИ, проведения агрессивной рекламной компании, развития собственных информационных коммуникаций.

В России сегодня успешно конкурировать с ведущими зарубежными компаниями могут лишь немногие, прежде всего, лидеры российского бизнеса в энергетической сфере. В своих интересах они умело пользуются поддержкой государства, региональных властей, располагают необходимыми средствами для финансирования своих информационно-рекламных кампаний.

А вот российскому малому и среднему бизнесу, ограниченному в своих возможностях, сложно успешно конкурировать не только на мировых рынках, но даже в самой России. С ними соперничают известные зарубежные бренды и их представительства, имеющие богатый опыт и несравнимо большие финансовые возможности.

Для обеспечения конкурентоспособности российской экономики и бизнеса не обойтись без эффективного PR, который на 70-80 процентов — это информационное продвижение и целевая реклама в СМИ.

- Что сегодня отличает ваш конкурс от других?

- Рискну утверждать, что это авторитетный конкурс. И с каждым годом он становится все популярнее. Позволю себе громко заявить: конкурсы бывают разные, но у нас всегда побеждают только лучшие, никаких привходящих условий, в том числе и советов¸ звонков и т.д. мы не признаем. Их попросту нет. Все делается безвозмездно.

Без СМИ невозможно продвигать и защищать интересы честного бизнеса, а сама деловая журналистика требует неравнодушия и смелости. Мы сами в нашей системе ТПП выпускаем около 60 печатных и электронных изданий СМИ. Печатаются тематические издания, функционирует и развивается более 200 интернет-ресурсов.

Мы знаем отечественное предпринимательство, как никто, и тесно сотрудничаем с журналистами как на федеральном, так и на региональном уровне, стараясь через СМИ оперативно донести идеи и надежды бизнеса до власти и общества.

Деловому сообществу необходима профессиональная поддержка, экспертные оценки журналистов. Отечественный предприниматель заинтересован не только в профессиональном освещении информационных поводов, но и в аналитических исследованиях событий, явлений, процессов в экономике и бизнесе, в компетентных оценках и выводах, прогнозах.

Мы активно поддерживаем и будем поддерживать деловые СМИ.

- Кто был вашими победителями и кто выиграл сейчас?

- Конкурс традиционно проводится среди авторов и редакций центральных, республиканских, областных, районных и городских газет и журналов, информационных агентств, телевидения, радио и интернет-изданий, освещающих экономическую жизнь нашей страны. Для многих из лауреатов победа в конкурсе стала поворотной в их карьере. Каждый раз, получая авторские работы, мы радуемся, что качественная деловая журналистика усиливает свои позиции.

В юбилейный год региональные этапы конкурса прошли в 69 регионах страны. На федеральный уровень представлено 373 заявки из разных городов и муниципальных образований.

Жюри конкурса определило победителей конкурса в номинациях "Лучшие федеральные СМИ", "Лучшие региональные СМИ" (печатные, информационные агентства, теле- и радиокомпании, интернет-издания), "Лучшие индивидуальные публикации" (в печатных изданиях, материалах информационных агентств, теле- и радиопрограммах), "Лучшие отраслевые СМИ".

Гран-при конкурса "Лучшая история предпринимательского успеха" получила Елена Тихонова, автор газеты "Хабаровские вести". Лучшие СМИ в системе ТПП РФ, а также ряд номинантов, не попавших в список победителей, но проявившие себя присланными на конкурс материалами, награждаются дипломами ТПП РФ и Союза журналистов России.

- О чем пишут ваши конкурсанты? Чем жива деловая журналистика?

- Многие, глядя на триумфальное шествие интернет-СМИ, предрекали смерть печатной журналистике, но она живет, держится, С точки зрения требований конкурса сетевые СМИ и интернет-издания, в своем большинстве, пока еще уступают традиционным медиа по качеству, подаче, оформлению контента. Поэтому среди конкурсантов превалируют представители печатных СМИ, а также теле- и радио. Среди участников конкурса есть и заводские многотиражки с 90-летней историей, и новые отраслевые журналы, поселковые газеты.

Всех наших конкурсантов объединяет интерес к современным тенденциям развития предпринимательства, к людям дела, желание изменять ситуацию к лучшему. Серьезная аналитика и шутливые сюжеты, горячие новости и долговременные прогнозы, громкие и тихие истории успеха – все есть в материалах наших участников. Это наглядный экономический срез провалов и удач нашей экономики и бизнеса.

В день награждения победителей состоится и очередной 10-й Всероссийский форум деловых СМИ, в котором примут участие известные российские журналисты и главные редакторы изданий, телевизионных и информационных редакций. Форум будет состоять из четырех тематических секций, где представители отечественных медиа обсудят отношения СМИ с властью, обществом, бизнесом.

В отрасли происходят серьезные перемены. Мы знаем это. Отрасли требуется глубокий анализ проблем и путей их решения, и этой работой у нас занимаются, в частности, профильный комитет ТПП РФ и территориальные общественные структуры. Еще раз повторю: предпринимательским кругам нужна качественная деловая журналистика.

"