Posted 8 апреля 2009,, 20:00

Published 8 апреля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:30

Updated 8 марта, 07:30

Сходить к гадалке

Сходить к гадалке

8 апреля 2009, 20:00
Российскую экономику ждут еще три года кризиса, новый удар по банковской системе и гибель неэффективных отраслей, предсказали вчера представители власти. Другие высокие чиновники в тот же день заявили, что худшее для России уже позади и что из кризиса мы выйдем быстрее других. Столь сильный разброс в оценках вызывает е

Тяжелые времена для мировой экономики продлятся еще не один год, заявил, выступая перед бизнесменами, первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Мы говорили о сроке около трех лет», – уточнил он. Тем не менее, по его словам, Россия находится в более выигрышном положении, чем Запад. «Мы находимся в состоянии лучшем для структурных преобразований, чем США и Европа, – отметил г-н Шувалов. – Мы пережили больший шок, но мы более эластичны и реагировать можем лучше».

Схожего мнения придерживается и министр промышленности и торговли Виктор Христенко, заявивший вчера, что наша страна выйдет из экономического кризиса быстрее остальных. «Российская экономика сегодня переживает последствия кризиса тяжелее. В определенной степени это следствие юности российской экономики, когда болезни протекают ярче, – подчеркнул он. – Но в этом возрасте вырабатывается и иммунитет. Я думаю, что выход России из кризиса и экономический подъем будут стремительны».

Практически одновременно помощник президента Аркадий Дворкович высказал прямо противоположные оценки. «Подавляющая часть российской экономики настолько неэффективна, что не имеет шансов выжить в ближайшее десятилетие», – прогнозирует он. По его мнению, страна не сможет полноценно выйти из кризиса, пока не освободится от неэффективных элементов экономики. «Нужно создавать новые эффективные производства и технологии и кредитовать не старые неэффективные производства, а давать деньги исключительно на создание новых эффективных ниш в экономике», – добавил он.

Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг считает, что оба мнения грешат крайностью. «Быстрый выход из кризиса – это слишком красиво, чтобы быть правдой, поскольку мы являемся скорее объектами, чем субъектами мировой экономики, – сказал «НИ» ученый. – Первыми должны выздороветь западные страны, и это восстановит спрос на наши топливно-сырьевые товары. С другой стороны, неверие в собственную экономику – тоже неправильно». По его словам, правильный подход заключается в том, чтобы, не утрачивая конкурентные преимущества в топливе и сырье, начать мощное финансирование инфраструктурных проектов и приоритетных отраслей промышленности. «То, что не удается пока, не означает, что вообще невозможно подтянуть наши готовые изделия к мировому уровню. Надо просто от риторики перейти к практическим действиям», – считает эксперт.

Разброд мнений в правящих кругах, по словам г-на Гринберга, связан с тем, что никто сейчас не знает, как будет развиваться кризис и какими будут его последствия. «Такие противоречивые высказывания можно сейчас услышать и в странах с более развитой культурой оглашения намерений правительства, – сообщил он «НИ». – Власть должна излучать оптимизм, но не получается. Каждый имеет право на свое суждение, а ясности нет ни у нас, ни в Америке, ни в Китае. Есть два выхода: либо хороший, либо плохой, но какой возьмет верх – неизвестно. Антикризисные меры принимаются везде почти одинаковые – накачка ликвидности, вхождение в капитал банков, борьба с токсичными бумагами. Все это известно, но неизвестен результат, неизвестно, когда начнется улучшение, и будет ли оно».

Столкновение мнений наблюдается и среди банкиров. Глава Сбербанка Герман Греф заявил, что настоящие проблемы у банков еще только начинаются. «Банковский кризис в РФ сейчас в самом начале, и придет он из реального сектора экономики», – сказал он. По словам г-на Грефа, осенью в России банковского кризиса как такового не было, поскольку банки не были втянуты в операции с производными финансовыми инструментами, из-за которых, напомним, пострадали их коллеги во многих развитых странах. В то же время первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев вчера завил, что худший период кризиса уже пройден. «Я считаю, что мы совершили жесткую посадку. Она является фактом. Самое плохое позади», – заверил он.

«Они смотрят с разных позиций, – пояснил «НИ» директор Банковского института Василий Солодков. – Г-н Улюкаев представляет ЦБ, задача которого поддерживать стабильность финансовой и банковской системы. И если он скажет, что все худшее у нас еще впереди – все действительно может рухнуть. Г-н Греф представляет банкиров, которые выдали кредиты и беспокоятся, что они могут не вернуться». По его словам, дальнейшая ситуация зависит от того, будет преодолен экономический спад или нет. «Вероятность нового банковского кризиса из-за невозврата кредитов довольно большая, если только у нас не снизится инфляция и не появится возможность стимулировать внутренний спрос», – считает эксперт.

"