Posted 8 февраля 2016,, 21:00

Published 8 февраля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:09

Updated 8 марта, 03:09

Не слабый эффект

Не слабый эффект

8 февраля 2016, 21:00
Компании, в которых представительницы слабого пола занимают как минимум 30% руководящих должностей, могут увеличить доходы на 15% по сравнению с теми, где менеджментом занимаются исключительно мужчины. К такому неожиданному выводу пришли авторы исследования Института международной экономики Петерсона (США).

Эксперты проанализировали 22 тысячи компаний в 91 стране и пришли к выводу, что самыми успешными являются те из них, где женщины занимают позиции финансового или операционного директоров. Те компании, где дамы находятся на посту генерального директора или числятся в совете директоров, не показывают принципиально иных – ни в худшую, ни в лучшую стороны, результатов по сравнению с теми, которые возглавляют мужчины.

Исполнительный вице-президент института Маркус Ноланд следующим образом сформулировал самый важный вывод исследования: «Важно ставить женщин на высокие позиции в принципе, женщины на руководящих должностях ассоциируются с исключительной результативностью компании».

В России, очевидно, с этим выводом не слишком согласны. Доля женщин в советах директоров компаний с акционерным капиталом в нашей стране составила лишь 5,7%. Тогда как в мире этот показатель в среднем находится на уровне 12%.

Причем в развитых экономиках этот процент, как правило, существенно выше среднего. Больше всего женщин, в относительном выражении, входит в советы директоров норвежских (36,7%), французских (29,9%), шведских (24,4%) и итальянских (22,3%) компаний. Также относительно высока доля представительниц прекрасного пола в руководстве компаний в Германии (18%) и Великобритании (16%).

А вот развивающиеся экономики, в число которых входит и Россия, в этом отношении существенно отстают. Скажем, в Китае данный показатель составляет 8,5%, в Индии – 8%, в Бразилии – 6,5%.

Что касается женщин – председателей советов директоров, больше всего их в Италии (22,2%) и Норвегии (18,2%). В России из 35 исследованных компаний ни в одной не нашлось женщины в кресле председателя совета директоров.

Любопытно, что ученые из Высшей школы экономики Татьяна Ратникова и Дмитрий Гаврилов в середине прошлого года презентовали собственное исследование на похожую тему – как женщины влияют на эффективность управления компанией, использовав при этом данные о гендерных и финансовых показателях четырех сотен европейских компаний.

Российские исследователи выяснили, что в последние двадцать лет число женщин на управляющих позициях крупнейших компаний увеличилось. Среднее число дам в советах директоров 500 крупнейших компаний Старого Света устойчиво приближается к двум. Средняя доля женщин в советах директоров фирм еврозоны составила 17,8%.

Что касается развивающихся государств, то лидером по количеству женщин-управленцев оказался Китай. Это единственная страна, входящая в БРИКС, в которой более 50% рассмотренных компаний имеют в составе совета директоров представительниц слабого пола.

Исследователи из ВШЭ, подобно их американским коллегам, пришли к выводу, что присутствие женщин в составе совета директоров повышает стратегическую эффективность компаний. Авторы исследования объясняют это тем, что у женщин-директоров, среди прочих особенностей, более высокий уровень образования и, как это ни парадоксально, большая склонность к риску, нежели у мужчин. Это помогает им в выработке инновационных стратегий, которые могут способствовать повышению эффективности во время бурного роста и в кризисное время.

Однако в спокойный период, когда резких движений не требуется, а необходимо делать рутинную работу, дамы-руководители проигрывают мужчинам. «Согласно статистике, женщины-директора реже, чем мужчины, имеют семью и детей и потому менее склонны к конформизму и традиционному стилю управления», – объяснила Татьяна Ратникова.

"