Posted 7 декабря 2015,, 21:00

Published 7 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:10

Updated 8 марта, 03:10

Конец близок

Конец близок

7 декабря 2015, 21:00
К середине 2017 года Резервный фонд будет полностью истрачен на финансирование бюджетного дефицита, после чего начнется использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), который, в свою очередь, закончится к концу 2018 года. К такому выводу пришел департамент исследований и прогнозирования Центрального ба

Напомним, что на 1 ноября 2015 года размер Резервного фонда составил 4,229 трлн. рублей, или 65,71 млрд. долларов. Причем с учетом девальвации рубля и валютной переоценки резервов в относительных величинах второй показатель лучше отражает динамику фонда. В долларовом эквиваленте объем Резервного фонда с начала 2014 года сократился более чем на 20 млрд., в то время как в рублевом – вырос приблизительно на 1,5 трлн. рублей. И сокращение продолжится, поскольку доходы бюджета будут и дальше падать, а расходы в лучшем случае сохранятся приблизительно на том же уровне. Поэтому возникающий дефицит потребует стороннего финансирования. Так, ожидается значительное сокращение доходов казны с 36,4% ВВП в текущем 2015 году до 34,2% в 2018-м.

И причиной этого станут низкие цены на нефть и закономерное снижение нефтегазовых доходов бюджета. Напомним, что последние до сих пор составляют порядка половины всех бюджетных доходов. И потому их сокращение ведет к увеличению дефицита.

Как раз в минувшую пятницу Госдума РФ в третьем и окончательном чтении приняла бюджет с дефицитом в размере 3% ВВП, или 2,36 трлн. рублей. Хотя с учетом того, что на практике расходы, как правило, оказывают выше, уже в ходе 2016 года в бюджет могут быть внесены новые поправки, уточняющие параметры его дефицита. Так, в текущем году общий объем расходов по факту увеличивается на 202,3 млрд. рублей до 14,417 трлн. рублей. А в итоге дыры будут покрываться за счет средств Резервного фонда.

Правда, стоит отметить, что авторы бюллетеня подстраховались, и предупреждение на первой же странице гласит, что представленные выводы и рекомендации могут не совпадать с официальной позицией ЦБ РФ. Хотя напомним, что о высокой вероятности исчерпания Резервного фонда уже в 2017 году минувшим летом заявлял министр финансов Антон Силуанов.

С одной стороны, эксперты рекомендуют не нагнетать излишнюю панику. В конце концов, Резервный фонд для того и создавался, чтобы покрывать дефицитные расходы экономики в кризисных условиях. «У нас уже была ситуация, когда Фонд был исчерпан почти полностью до чуть более 700 млрд. рублей – в 2011–2012 годах», – напомнил «НИ» завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов.

Правда, тогда восстановить баланс удалось за счет как раз нефтегазовых доходов от подорожавшей нефти, теперь же такой радостной перспективы не предвидится. «Все понимают, что роста нефтяных котировок ожидать не приходится. Поэтому раздувать бюджетные расходы никто не будет, возможно даже, они будут подвергнуты дальнейшему сокращению», – заметил в беседе с «НИ» старший научный сотрудник Центра развития ИУ ВШЭ Сергей Пухов. Но пока, впрочем, это удается не так эффективно, как хотелось бы.

С другой стороны, перспектива полностью остаться без запасов в условиях затяжного кризиса выглядит пугающей. Особенно в свете отсутствия значительных источников пополнения резервов. Владимир Климанов напомнил, что помимо нефтегазовых доходов остаются еще две возможности привлечения средств – доходы от приватизации и привлечение долговых обязательств. Но первый источник крайне ограничен – приватизация не показывает значительных доходов уже не первый год. Маловероятна и реализация какой-то масштабной деятельности по раскручиванию этого механизма. А вот с долговыми обязательствами остается определенный потенциал. Только в основном с внутренними, поскольку из-за западных санкций внешний рынок долговых обязательств для России по-прежнему закрыт. Так, в настоящий момент внутренний долг России составляет 15% ВВП, что сравнительно мало.

«Однако нынешняя макроэкономическая ситуация, в частности высокая инфляция, является весьма рискованной для увеличения внутреннего заимствования. Из-за нестабильности в экономике сложно предсказать – получится ли выиграть или проиграть», – сказал г-н Климанов. Но вариантов, естественно, остается немного, так как ФНБ имеет другую схему расходования, нежели Резервный фонд – исключительно на крупные инвестпроекты. Его размер на 1 ноября 2015 года составил 4,72 трлн. рублей или 3,45 млрд. долларов.

"