Posted 7 декабря 2005,, 21:00

Published 7 декабря 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

Ни мира, ни войны

7 декабря 2005, 21:00
Несмотря на действующий запрет на ввоз растениеводческой и животноводческой продукции из Молдавии, посол РФ в этой стране Николай Рябов заявил, что Россия не применяет к ней экономических санкций. Независимые эксперты с такой оценкой ситуации категорически не согласны.

Экс-глава Центризбиркома, а ныне посол РФ в Кишиневе, выступая в прямом эфире местного телевидения, заявил следующее: «Россия не применяла и не применяет никаких экономических санкций или мер экономической блокады по отношению к Молдавии». По его словам, ни наше правительство, ни Госдума, ни президент Владимир Путин не принимали никаких решений на этот счет.

Формально дипломат прав: ни одна из ветвей власти не делала по этому поводу никаких официальных заявлений. Но если посмотреть на существо дела, картина получится иной. Инструментом экономического давления с целью получения политических результатов с некоторых пор у нас стал Россельхознадзор, который за полтора года уже «наказал» не только Молдавию, но также Польшу и Нидерланды. Причем делалось это всякий раз именно в тот момент, когда торговые партнеры вели себя не так, как хотела Россия, не на экономическом, а на политическом поле.

Что же касается непосредственно Молдавии, решение о приостановке импорта растениеводческой и животноводческой продукции из этой страны Россельхознадзор принял еще весной этого года. Объяснение было стандартным: молдавская служба защиты растений не выполняет российских и международных требований при поставках. Более того, часть сертификатов, по которым в Россию поставлялись овощи и фрукты, была фальсифицирована. В результате Молдавия практически не завозила нам в этом году косточковые культуры – черешню, вишню, абрикосы, сливы, не было на наших столах и молдавских помидоров и яблок. На рыночном изобилии это, впрочем, никак не сказалось, а вот цены заметно поднялись, особенно поначалу.

Национальная федерация сельскохозяйственных производителей Молдавии констатировала тогда, что «запрет негативно отразится на деятельности около 300 тыс. сельскохозяйственных производителей и экспортеров республики, а также многих российских фирм-импортеров.

С мясом ситуация не складывалась так напряженно. Как сообщили «НИ» в Мясном союзе России, молдавское мясо погоды на российском рынке не делает. На его долю приходится 1–2% от общего объема импорта. Дважды, в конце лета и в середине осени, планировалось подписать протокол о возобновлении импорта молдавского мяса при условии, что будут даны гарантии, что оно произведено именно в Молдавии. Однако документ так и не подписали. При этом слов «блокада», «санкции» никто в России никогда не произносил, но они, вероятно, и не нужны – цель и так достигается.

В пресс-службах Россельхознадзора и Минсельхоза эту ситуацию не комментируют. По мнению аналитика РБК Надежды Геращенко, запрет связан с «благородным стремлением» сделать российский пищевой рынок более цивилизованным и чистым. «Экономическая составляющая в мировой практике внешнеторгового регулирования зачастую реализуется нетарифной мерой, то есть попыткой защитить внутреннее производство от ненужной конкуренции, используя благовидный предлог», – пояснила «НИ» эксперт.

К слову, российский посол по-своему оценил и предстоящее в будущем году повышение цен на природный газ для Молдавии. По его словам, увеличение стоимости газа является объективной реальностью в современном мире, и цены на газ неоднократно повышались, в том числе и в самой России, добывающей его в больших объемах.

"