Posted 7 ноября 2012,, 20:00

Published 7 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:24

Updated 8 марта, 05:24

Кто заплатит за надзор

7 ноября 2012, 20:00
Создать единый институт, регулирующий финансовый рынок, проще и дешевле на базе Центрального банка. Об этом заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, мегарегулятор должен заработать с января 2016 года. Эксперты «НИ» считают, каким бы дешевым ни оказался этот проект, он не должен финансироваться за счет с
Сюжет
Банки

Идея создания единого агентства, которое бы координировало, взаимодействовало и регулировало все сегменты финансового рынка, существует уже несколько лет. Время от времени власти принимались обсуждать перспективы создания такого финрегулятора, и благополучно отправляли свои разработки… в долгий ящик. Но, похоже, последние обсуждения идеи могут обрести реальные формы. Созданием института, регулирующим финансовый сектор, власти займутся всерьез.

По словам Игоря Шувалова, для отладки новой системы регулирования финансовых рынков будет достаточно двух лет. Он признался, что задача состоит в том, чтобы построить «цивилизованные правила сохранения капиталов людей и компаний». «Тут подоспела пенсионная реформа, которая обнажила болячку – отсутствие у нас развитого финансового рынка. У нас его просто нет. Поэтому и никаких длинных денег не было. Нам сказали: разберитесь сначала с финансовым рынком, а потом приходите к нам за пенсионными накоплениями», – сказал первый вице-премьер.

Замминистра финансов Алексей Моисеев тоже смотрит на ситуацию безрадостно. По его мнению, Россия рискует потерять финансовые рынки. «У нас их и так фактически нет. Осталась мелочь, которая не ушла в Лондон», – сетует чиновник ведомства. А длинных денег, по его словам, в стране нет потому, что нет культуры инвестирования в небанковские финансовые инструменты.

Напомним, что возможность создания единого регулятора поручили проработать Минфину и другим ведомствам. Разработчики идеи создания единого мегарегулятора предложили сформировать его на базе Центробанка. Игорь Шувалов, в частности, считает, что это самый простой и дешевый способ. Кроме того, он аргументирует такое решение репутацией ЦБ как института, пользующегося доверием у населения. Он также ссылается на международных экспертов, оценивающих ЦБ России как наиболее удачный институт.

Минфин в своей позиции зашел еще дальше. По мнению Андрея Моисеева, само по себе созданное на базе ЦБ агентство не решит проблемы бюрократических барьеров, увеличения финансирования. Более того, предполагает он, будет размыта ответственность за принятие решений. «Вроде как ЦБ, но решение принимает не ЦБ. Нужно полное слияние», – озвучил позицию Минфина Андрей Моисеев.

Напомним, в конце августа на совещании у Игоря Шувалова поднимался вопрос о слиянии Центробанка и Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). А в конце сентября первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев заявил, что полномочия ФСФР могут быть переданы Центробанку до конца 2013 года.

Сам руководитель ФСФР Дмитрий Панкин с такими доводами не согласен. Он опасается, что слияние может вызвать организационный коллапс. Говорить о более глубокой интеграции, по его словам, можно будет года через три-четыре «только после революционного изменения законодательной базы, качественного повышения уровня информатизации, укрепления кадрового состава».

По словам зампреда ЦБ Сергея Швецова, объединение с ФСФР возможно осуществить в течение полугода. «Для этого в структуре ЦБ создается пятый дивизион, в точности повторяющий структуру ФСФР. В итоге юридическая служба, инспектирование, хозяйственные службы, бухгалтерский департамент будут едиными. Нормативные акты и серьезные решения в области регулирования будет принимать единый совет директоров», – рассказывает Сергей Швецов.

Единый мегарегулятор нужен давно. С его появлением на рынке начнет работать единая методика надзора для разных финансовых организаций, считает профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций ВШЭ Александр Абрамов. «Однако вопрос, который остается открытым, – это проблема финансирования такого рода активности. В странах, где эффективно работают мегарегуляторы (Австралия, США, Германия, Великобритания), принята практика, согласно которой этот институт финансируется участниками рынка. Мне, например, непонятно, почему российский налогоплательщик должен платить за издержки по надзору над фондовым рынком, где основные участники – частные компании», – комментирует ситуацию «НИ» профессор Абрамов.

"