Posted 7 ноября 2011,, 20:00

Published 7 ноября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:10

Updated 8 марта, 06:10

Зачем нам «электронное правительство»

Зачем нам «электронное правительство»

7 ноября 2011, 20:00
Зачем нам «электронное правительство»

О модернизации нашей экономики сегодня чаще говорят в будущем времени. Однако в отдельных направлениях модернизация уже стала реальностью. Речь прежде всего о создании так называемого электронного правительства (программа «Информационное общество (2011–2020 годы)» – словосочетания, для многих так и остающегося непознанным.

В октябре – декабре 2010 г. были разработаны и сданы следующие решения и системы: модернизация инфраструктуры систем «электронного правительства», в том числе поставка оборудования и программного обеспечения. Ключевое назначение такой модернизации состояло в том, чтобы обеспечить запас мощности для оперативного решения новых задач в рамках программы «Информационное общество». А портал госуслуг стал единой точкой доступа ко всей справочной информации о государственных и муниципальных услугах через Интернет, а также предоставил возможность гражданам и организациям получать эти услуги в электронном виде.

Система межведомственного электронного взаимодействия отразила переход от «лоскутного одеяла» разрозненных и разнородных систем к получению сервисов из единого источника. Ее задача – обеспечить информационное взаимодействие органов госвласти и местного самоуправления. С 1 октября 2011 г. такие ведомства, как ФНС, Пенсионный фонд, Росреестр, Рособрнадзор, а также МВД обязаны собирать информацию для оказания услуг уже не от граждан, а от других ведомств, сокращая, таким образом, общие потери времени.

К настоящему моменту запущен в работу официальный сайт gosuslugi.ru, где уже зарегистрировано около 1,3 млн. пользователей. Из них, по данным Минкомсвязи, 21,4% – жители Москвы и области. Самой популярной услугой является проверка наличия штрафов, выписанных ГИБДД. Ее россияне заказывали почти 890,1 тыс. раз. Далее следует получение загранпаспорта (674,4 тыс. заявок). На третьем месте – получение информации о состоянии индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде (687,1 тыс. заявок).

Региональный сегмент «электронного правительства» представляет собой типовое решение для внедрения во всех уголках страны. Типовой региональный портал разворачивается в каждом субъекте на инфраструктуре филиалов «Ростелекома», и все они подключаются к единому порталу госуслуг.

Здесь нужно сказать пару слов о «Ростелекоме». По предложению главы Минсвязи И. Щеголева, премьер Путин своим распоряжением от 26 августа 2009 г. № 1231-р утвердил «Ростелеком» единственным исполнителем работ по созданию инфраструктуры «электронного правительства». В Белом доме был сформирован департамент информационных технологий и связи – специально для координации работ по ФЦП «Электронная Россия», а в «Ростелекоме» введена должность директора проекта «электронного правительства».

Портал госпродаж повышает прозрачность федеральных и муниципальных торгов по реализации госимущества. Общероссийский сайт для размещения сведений о торгах на реализацию госимущества в качестве единого источника информации дополняет информационно-аналитическая система для построения регламентной и аналитической отчетности. Оказываем услуги по регистрации ооо и смены директоров Проект реализован для Федеральной антимонопольной службы как функционального заказчика в структуре правительства. Отметим, что 22 декабря 2010 г. система прошла испытания и передана в промышленную эксплуатацию.

А вот система «Управление ведомственной и региональной информатизацией» повысила эффективность внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности органов власти, и в том числе в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)».

Это все здорово, подумает читатель, но только зачем «электронное правительство» нам, простым потребителям?

Во-первых, все это делается для того, чтобы мы могли зайти к чиновникам всего один раз (а в будущем, по возможности, и вовсе не появляться у них), чтобы получить документ, который до сих пор еще остается бумажным с синей печатью и подписью.

Во-вторых, гражданин как пользователь госуслуги не обязан разбираться в том, за какой бумагой ему надо идти в ЕИРЦ, за какой в «Мосэнерго», а когда пришло время посетить Пенсионный фонд или налоговую инспекцию, хотя, казалось бы, сам изначальный вопрос куда как далек от этих ведомств.

В-третьих, портал государственных услуг обеспечивает гражданам удобный и простой доступ к информации о том, как быстро и удобно получить те или иные услуги в органах исполнительной власти и местного самоуправления. Регистрация автомобиля в ГИБДД – это услуга, оформление загранпаспорта – это услуга, справка о состоянии счета в Пенсионном фонде – это тоже услуга. И ведь эти услуги можно получать комфортно.

И, наконец, как пользоваться услугами «электронного правительства». Получить доступ к порталу можно с персонального компьютера, подключенного к Интернету, а также через инфраструктуру общественного доступа (инфомат). Инфоматы устанавливаются в общественных местах по всей стране и в скором времени станут так же доступны, как платежные терминалы или банкоматы. С его помощью любой желающий может зайти на портал госуслуг, подать заявление на получение услуги в электронном виде, получить квалифицированную помощь оператора контакт-центра, обслуживающего единый портал госуслуг, а также оплатить коммунальные платежи и штрафы наличными средствами или банковской картой. Инфомат оборудован принтером, сканером, камерой и микрофоном.

По всем заказанным услугам можно отслеживать статус их оказания. Так что больше нет нужды ходить по кабинетам и обзванивать справочные – достаточно войти в свой личный кабинет на портале. Список оказываемых через портал услуг постоянно расширяется, сейчас физическим и юридическим лицам доступно 75 услуг, в планах – увеличение их числа до 250.Среди прочих услуг – возможность получить сведения о задолженности по налогам, пошлинам или штрафам и сразу оплатить их через информационно-платежный шлюз. Это очень удобно, так как исчезает необходимость обращаться в различные ведомства за получением платежных документов, с которыми потом нужно идти в банк для оплаты.

Автор – доктор экономических наук, профессор

"