Posted 7 октября 2014,, 20:00

Published 7 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:26

Updated 8 марта, 04:26

Автохлам – двигатель прогресса?

Автохлам – двигатель прогресса?

7 октября 2014, 20:00
Министерство промышленности и торговли подвело итоги первого месяца работы программы утилизации автомобилей, стартовавшей 1 сентября. По данным ведомства, за это время было продано 23,4 тыс. машин. Львиная доля от общего числа продаж приходится на «АвтоВАЗ» – 15,2 тыс. автомобилей (64,9%), остальные производители замет

В этом году ситуация на российском автомобильном рынке значительно ухудшилась, причиной чему стало замедление темпов роста экономики и как следствие – замедление роста благосостояния граждан. Кроме того, автомобильный рынок практически близок к насыщению. Заставить людей покупать машины снова и снова можно лишь с помощью больших скидок и предложений по обмену устаревших авто на новые.

Именно этой цели и служит текущая программа утилизации, которая рассчитана на 170 тыс. автомобилей и продлится до конца года. Предполагается, что из бюджета на нее будет выделено 10 млрд. рублей. При сдаче старого легкового автомобиля в утиль скидка на новый составляет 50 тыс. рублей, грузовиков и автобусов – до 350 тыс. рублей. Выделяемые на нее средства существенно уступают аналогичной, действовавшей в 2010–2011 годах, когда в качестве антикризисных мер на поддержание спроса на автомобили в России государством было выделено в целом 30 млрд. рублей. В то же время, в отличие от предыдущей, новая утилизация подразумевает скидки не только на отечественные авто, но и на ряд иномарок, произведенных на территории РФ. Список автопроизводителей, заключивших с Россией договор о промышленной сборке, насчитывает полтора десятка наименований, включая General Motors, Renault Nissan, Toyota, Ford, Volkswagen, Skoda, Peugeot Citroen, Mitsubishi, Fiat, Kia, Hyundai.

Но пока явный лидер продаж – «АвтоВАЗ», для которого эта программа стала очень существенной поддержкой. За прошлый месяц крупнейший российский производитель продал примерно 36 тыс. 500 машин. Примерно 40% от общих продаж пришлось как раз на утилизацию. Дела у Волжского автозавода в последнее время шли неважно: по итогам восьми месяцев его продажи падали быстрее рынка. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за этот период было продано на 18% меньше Lada, чем за январь – август 2013 года.

Но в целом неблагоприятной картины на рынке пока не меняет даже поддержка автопроизводителей госрублем. Продажи новых легковых автомобилей в сентябре вновь обвалились. Российский авторынок сократился на 23,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным АЕБ, в прошлом месяце россияне приобрели менее 190 тыс. новых машин. Учитывая, что в августе рынок обвалился на 26%, можно сказать, что государственная программа утилизации старых автомобилей лишь слегка помогла поддержать уровень продаж.

Программа утилизации продлится до 31 декабря – то есть всего четыре месяца. «Сомневаюсь, что за столь короткий период времени программа сможет вывести российский авторынок из стагнации. По моим прогнозам, спад покупательского спроса и, соответственно, уровня продаж автомобилей в России будет продолжать снижаться до второго квартала 2015 года», – сказал «НИ» гендиректор компании-автодилера Роман Приходько. По его прогнозу, в лучшем случае благодаря запуску программы удастся минимизировать падение продаж до 12–13% к концу 2014 года.

Эксперты отмечают, что в условиях стагнирующей экономики разогнать спрос населения на новые автомобили с тем, чтобы поддержать отечественного производителя, едва ли получится. «Сомнительно, что стимулы программы утилизации сейчас смогут переломить минорные настроения в секторе автопрома. Продажи стремительно сокращаются, потому что падает покупательская способность населения. Люди вынуждены откладывать дорогостоящие покупки, в том числе и автомобилей до лучших времен», – сказала «НИ» аналитик Международного фондового центра Анна Линевская.

"