Posted 7 октября 2014,, 20:00

Published 7 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:26

Updated 8 марта, 04:26

Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин

Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин

7 октября 2014, 20:00
В условиях санкций со стороны США и Евросоюза российским предпринимателям приходится не только перестраивать свою работу внутри страны, но и искать новые внешние рынки. О том, как это происходит, какие плюсы можно найти в санкциях, как оградить потребителя от роста цен, рассказывает президент Торгово-промышленной палат

– Как введенные США и странами ЕС санкции против России сказываются на отечественном бизнесе?

– Безусловно, определенные последствия введенных против нашей страны санкций российский бизнес ощущает. Прежде всего это коснулось, конечно, банковского сектора, который потерял доступ к дешевым «длинным» кредитам с финансовых рынков США и Европы. Затронуло это оборонно-промышленный комплекс. Пострадали и нефтяники, у которых тоже отобрали возможность кредитоваться на западных рынках. Кроме того, из некоторых нефтяных проектов в России вышли западные партнеры, вынужденные подчиниться жесткому давлению со стороны США. Но при всем при том я бы не стал драматизировать ситуацию. Жизнь санкциями не заканчивается. Бизнес умеет приспосабливаться к изменениям. Например, банки стали очень активно работать на других направлениях – арабском, юго-восточном, где есть деньги. В нефтяной сфере начался процесс консолидации отечественных технологий и разработок. Но санкции, конечно, не нужны никому. Ведь, по некоторым оценкам, наш ответ в части запрета импорта продуктов из западных стран может стоить Евросоюзу 6,7 млрд. евро, или 0,04% ВВП.

– Но, получается, больше всего пострадал рядовой потребитель. Стремительно растут цены на продовольствие и даже дорожают товары, не связанные с санкциями. Этот процесс не остановить?

– Действительно, цены на ряд продуктов действительно выросли. В среднем Росстат фиксирует рост цен на «санкционные» продукты на уровне 2,5%. Но далеко не факт, что рост цен связан исключительно с санкциями. Здесь может иметь место недобросовестность и поставщиков, и ритейлеров, которые, пользуясь случаем, хотят побольше заработать. Именно поэтому этот вопрос сейчас на особом контроле правительства. Цены отслеживают Минпромторг, Минсельхоз, ФАС, Общественная палата и даже Генпрокуратура. Открыты горячие линии, куда жители России могут обратиться по вопросам роста цен в их регионе. В середине сентября российские ассоциации поставщиков, торговых сетей и производителей подписали открытый меморандум о недопущении необоснованного роста розничных и отпускных цен на продукты питания в условиях санкций. Думаю, ситуация скоро стабилизируется. В долгосрочной перспективе решением проблемы является развитие отечественного агропромышленного комплекса, работа с нашими производителями. Сегодня в России малыми хозяйствами производится до 80% овощей, до 50% молочной продукции, до 30% мясной продукции. Скажем, у нас нет недостатка в яблоках – огромные сады в Липецкой области, на Кубани и других регионах. Но налицо проблема их хранения. Это означает, что нужно создавать современные хранилища, строить предприятия переработки, логистические центры. Тогда мы увидим не только снижение цен, но и повышение качества продукции.

– Часто говорят, в том числе в правительстве, о том, что в санкциях есть плюсы: они способствуют импортозамещению и структурным изменениям российской экономики. В какие сроки возможно импортозамещение и по каким позициям?

– Конечно, немалый плюс в том, когда иностранные товары заменяются отечественными. Это дополнительные доходы в бюджет, рабочие места, новые технологии. Как известно, правительству РФ дано поручение разработать и утвердить планы содействия импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве на 2014–2015 годы. Сейчас рассматриваются вопросы по усилению экспортной поддержки и выходу на внешние рынки конечной продукции промышленного производства. Разработана программа импортозамещения в сфере ОПК, которую можно реализовать примерно за 2,5 года. Напомню, что состоявшемся в сентябре заседании Госсовета отмечалось, что программа импортозамещения может быть реализована примерно за 3 года, а объем замещения должен составить не менее 4 трлн. руб., и будет создано не менее 1 млн. новых рабочих мест. Конечно, решение этой задачи – дело непростое, поскольку по некоторым позициям приходится начинать, что называется, с нуля. Например, у нас до последнего времени отсутствовало собственное производство двигателей для вертолетов как военных, так и гражданских. Теперь такое производство запускается.

– Недавно в ТПП России прошла встреча с главой Экономической палаты Чехии Владимиром Длоуги, который для первой зарубежной поездки выбрал Москву. Это случайность или некий знак для нашего бизнеса от страны-члена ЕС?

– Руководство Чехии крайне настороженно восприняло санкции ЕС в отношении России. Резко негативную позицию занял и чешский бизнес, который традиционно имеет с Россией тесное и многогранное хозяйственное взаимодействие. Полагаю, что новый президент Экономической палаты Чехии, отражая мнение деловых кругов своей страны, Чехии, исходит из того, что в сложившихся условиях надо попытаться сделать все возможное, чтобы сберечь уровень имеющихся двусторонних торгово-экономических отношений. Так что визит господина Длоуги в Москву нельзя назвать случайным, он продиктован здоровым прагматизмом – экономическое сотрудничество с Россией выгодно и чешским предпринимателям, и Чехии в целом.

– Вы являетесь председателем российской части Делового совета стран БРИКС. Какие реальные возможности существуют для активизации делового сотрудничества между странами БРИКС в нынешних условиях?

– Сложившаяся в настоящее время ситуация открывает новые возможности для делового сотрудничества между странами БРИКС по самым разным направлениям. Заметно, что интерес предпринимательского сообщества стран БРИКС к взаимодействию в рамках этой организации за последнее время существенно вырос. Мы с коллегами по Деловому совету, опираясь прежде всего на мнение бизнеса наших стран, в качестве наиболее перспективных направлений взаимодействия выделяем инфраструктуру, промышленное производство, сельское хозяйство, банковскую сферу, инвестиционное сотрудничество и др. В соответствии с этими направлениями в рамках Делового совета функционируют отраслевые рабочие группы (по инфраструктуре, сотрудничеству в сфере производственного сектора, энергетике и «зеленой» экономике, финансовом секторе, профессиональной подготовке кадров), в которые мы стараемся привлечь компании и организации, заинтересованные в поиске деловых партнеров и осуществлении совместных инвестиционных проектов. Деятельность рабочих групп сконцентрирована на поиске и отборе инвестиционных проектов. Наиболее многообещающим в этом смысле выглядит сотрудничество в сфере инфраструктуры, транспорта и логистики, поскольку это именно те области, где интересы и возможности стран БРИКС максимально сходятся и дополняют друг друга. С учетом предстоящего председательства Российской Федерации в БРИКС наше основное внимание сейчас направлено, прежде всего, на организацию и проведение в 2015 году мероприятий совместной деловой программы, которые, как мы надеемся, позволят вывести сотрудничество на принципиально новый уровень. Но должен заметить, что развитие деловых отношений не ограничивается рамками БРИКС. Как заявил Владимир Путин на прошлой неделе на инвестфоруме «ВТБ Капитала», для России на сегодняшний день приоритетным является также углубление сотрудничества со странами Латинской Америки, АТР и Китаем.

– Реформирование института торговых представительств России за рубежом связано с этими ориентирами?

– Уверен, это связано не только с появлением новых ориентиров, но и с необходимостью повышения качества работы с упором на конечные результаты. Все российские торгпредства находятся в оперативном подчинении Минэкономразвития, но мы всячески поддерживаем такую реформу, так как у ТПП РФ есть собственные представительства за рубежом, которые нацелены на тесное взаимодействие с ними. Полагаю, что благодаря таким преобразованиям удастся изменить содержательную часть работы торгпредств, сделав ее более ориентированной на запросы крупного, среднего и малого предпринимательства, а также регионов и органов государственной власти. Это даст возможность нашим производителям расширить доступ на новые рынки, получить более эффективную поддержку и защиту за рубежом. Подчеркну: это особенно актуально для малых и средних предприятий. Очень важно и то, что должна измениться и география деятельности торгпредств с упором в первую очередь на страны БРИКС, Латинской Америки, АТР и Китая.

СПРАВКА

Сергей Николаевич КАТЫРИН родился 2 октября 1954 года в Москве. Окончил Московский автомобильно-дорожный институт и Школу международного бизнеса МГИМО МИД России. С 1979 года на комсомольской работе в Московском автомобильно-дорожном институте, затем в Московском городском комитете ВЛКСМ. В 1991–1992 годах – начальник Главного управления, с 1992 года – вице-президент, член правления ТПП РФ. На VI съезде в марте 2011 года избран президентом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Является членом комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства правительства России и членом Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при председателе Совета Федерации. Является председателем российской части Делового совета БРИКС, председателем российской части Делового совета стран ШОС. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденом Дружбы, медалью «За трудовую доблесть».

"