Posted 7 августа 2011,, 20:00

Published 7 августа 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:12

Updated 8 марта, 06:12

Начнем с понедельника

Начнем с понедельника

7 августа 2011, 20:00
Конец минувшей недели оказался крайне тяжелым для мирового финансового рынка. Сначала обвал произошел практически на всех фондовых площадках. А когда они стали приходить в себя, агентство Standard&Poor’s понизило кредитный рейтинг США. Произошло это уже после закрытия торгов, так что реакцию бирж нам еще предстоит увид

Бурные события на финансовых рынках начались «черным четвергом» на американских фондовых площадках, когда главные индексы рухнули там на 4–5%. В пятницу почин подхватила Азия. Гонконгский Hang Seng к закрытию снизился на 4,29%, корейский KOSPI – на 3,7%. Индекс Шанхайской фондовой биржи SSE Composite упал на 2,15%, японский Nikkei 225 – на 3,72%. Общий для Азиатско-Тихоокеанского региона индекс MSCI AC Asia Pacific рухнул на 4%. Фондовые индексы в Европе успели обвалиться еще по итогам торгов в четверг (в среднем на 3,3%). Утром в пятницу падение продолжилось, но к концу торгового дня ситуация выправилась, и потери сократились до 1%, а французский CAC 40 даже смог выйти в небольшой плюс.

Причины были разные. Например, в Японии пятничное падение, по мнению аналитиков, было во многом связано с беспокойством инвесторов относительно эффективности проводимой правительством страны политики. Там почти сутки спустя после интервенции минфина на валютном рынке иена отыграла потери и вновь укрепилась, а японцам это не нравится. В Европе основные проблемы связаны с опасениями распространения долгового кризиса по странам еврозоны. Наиболее драматичной складывалась ситуация в банковском секторе ЕС из-за растущих убытков по госбумагам проблемных государств, входящих в Евросоюз. Сводный индекс акций банковского сектора в Старом свете упал за последнюю неделю на 11,3%. Банки вынуждены компенсировать свои потери за счет продаж других ликвидных активов, в первую очередь акций. Однако фон повсюду был одинаковым – опасения за американскую и мировую экономику в целом.

Россия, реагирующая на все с опозданием в силу разницы во времени, начала пятничные биржевые торги со значительных падений – 2–3%. Наши индексы шли вниз на фоне резкого обвала цен на нефть на мировом рынке: баррель марки WTI в США торговался близко к 85 долларам, тогда как в начале недели за него давали больше 90 «зеленых». Европейская Brent опустилась до 106–107 долларов, хотя начинала месяц на отметке в 116 долларов за баррель. Однако, глядя на Европу, игроки и у нас стали потихоньку успокаиваться. И хотя фондовые показатели не покинули «красную зону», их снижение существенно замедлилось.

Отчасти мировой «отскок» был связан с ожиданиями хорошей статистики по американскому рынку труда, которые, кстати говоря, через несколько часов оправдались. Безработица в США за июль сократилась на 100 тыс. человек. Но этими хорошими новостями в полной мере смогли насладиться игроки американских бирж, и основные индексы в пятницу там стали заметно расти. Зато волной паники захлестнуло Бразилию, где фондовая биржа Bovespa в Сан-Паулу опустилась на 5,72%. Подобное рекордное снижение было лишь в ноябре 2008 года, а с начала года Bovespa потеряла уже 23,8%.

В итоге за прошедшую неделю капитализация мировых компаний сократилась на 2,5 трлн. долларов. При этом 817 млрд. пришлось на компании, входящие в индекс S&P 500. Что же стало причиной? Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг полагает: то, что мы сейчас наблюдаем, – это роковое стечение обстоятельств. «Во-первых, повлияла долгая игра в покер республиканской и демократической партий в США, затянулось решение вопроса о поднятии потолка американского долга, и в достигнутом зыбком компромиссе пока что все проигрывают. Во-вторых, произошло замедление публикации статистических данных о падении ВВП в США и Европе. В-третьих, нагнеталась атмосфера вокруг долга Италии и Испании», – объяснил «НИ» ученый.

Г-н Гринберг не склонен считать, что это пролог для мировой рецессии. «Вероятно, это временное снижение, больше похожее на небольшое отклонение от экономического процесса выздоровления», – уверен он. Профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций ГУ-ВШЭ Александр Абрамов также убежден, что для начала нового мирового кризиса необходимо несколько условий: темпы роста ВВП в США и Европе должны резко упасть, а безработица – резко повыситься. «Конечно, этот процесс происходит и сейчас, но он не имеет резкого характера, необходимого для старта новой волны кризиса», – подчеркнул «НИ» эксперт.

Не успел финансовый мир отдышаться от одной встряски, как его ждал другой сюрприз. Уже после закрытия пятничных торгов в Америке стало известно, что рейтинговое агентство Standard&Poor’s понизило кредитный рейтинг США с максимального «ААА» до «АА+» на фоне проблем с госдолгом и ростом дефицита бюджета. Прогноз определен S&P, как «негативный». Это означает, что в ближайшие год-полтора возможно дальнейшее понижение рейтинга. Вопрос о пересмотре, напомним, вставал не раз во время политического кризиса, связанного с необходимостью принятия законопроекта о повышении лимита госдолга. Но тогда это воспринималось, скорее, как предупреждение. Теперь же стало фактом, и ценные бумаги Минфина США уступают в надежности гособлигациям таких стран, как Великобритания, Германия, Франция или Канада.

Кстати, о том, что рейтинг может быть изменен, власти США узнали в пятницу раньше, чем биржевые игроки. Однако Минфин, проанализировав данные, заявил об ошибке в расчетах. У S&P, мол, не то потерялись, не то, наоборот, обнаружились в неположенном месте 2 трлн. долларов. В агентстве с замечаниями чиновников согласились, но решили, что это не повод для того, чтобы пересматривать уже измененный рейтинг.

Понижение рейтинга стране, имеющей крупнейшую в мире экономику, не сопоставимо по последствиям с одномоментным, даже очень существенным падением рынка акций. Конечно, первыми отреагируют на это ведущие фондовые биржи. Как – будет ясно в понедельник, на открытии торгов. Президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов дал «НИ» такой прогноз: «Без сомнений, мировые фондовые биржи без радости воспримут новости из США о снижении рейтинга. Что касается наших бирж, то падение продолжится на 2–3%, и индекс ММВБ будет снижаться к показателю в 1600 пунктов, преодолев тем самым так называемый психологический рубеж».

Руслан Гринберг также считает, что сегодня снижение продолжится, так как не все еще опомнились от событий прошедшей пятницы. По мнению г-на Мамонтова, ситуация может и измениться. «На мой взгляд, достаточно даже будет какого-то вербального вмешательства, просто заявить регулирующим органам о предпринимаемых мерах, тогда-то случится переломный момент, и индексы поползут вверх медленно, но все-таки вверх», – пояснил эксперт.

Однако снижение рейтинга США может иметь и более отдаленные последствия. Правда, российские государственные финансисты их пока не видят. По крайней мере, замминистра финансов РФ Сергей Сторчак уже успел заявить, что наша страна не намерена пересматривать объем вложений Резервного фонда в долларах. А на американскую валюту, напомним, приходится 47% наших резервов. Говоря о действиях S&P, чиновник заметил, что «это настолько мягкая корректировка, что ей можно пренебречь с точки зрения управления инвестициями на длительный период». Зампред Центробанка РФ Сергей Швецов считает, что она никак не отразится на экономике России в краткосрочной перспективе. О среднесрочной и долгосрочной он говорить, впрочем, не стал.

У президента консалтинговой компании «Неокон» Михаила Хазина на этот счет свое мнение. «Падение кредитного рейтинга США объективных экономических проблем не вызовет никаких. Рейтинги уже давно не отражают реальную ситуацию, а система оценки риска находится в разрешенном состоянии, – рассказал он «НИ». – На некоторых рынках, например, фондовом и нефтяном, может возникнуть негативная ситуация, что приведет к падению цен на нефть. А там уже и Россию захлестнет волна, поскольку наша экономика находится в прямой зависимости от цен на «черное золото». Опасность же заключается в ином: современная экономическая модель изжила себя, а на смену ей пока что нечему прийти, так как ведущие экономики мира пытаются впопыхах решить долговые проблемы».

"