Posted 7 августа 2006,, 20:00

Published 7 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:11

Updated 8 марта, 09:11

Возьмут за жабры?

Возьмут за жабры?

7 августа 2006, 20:00
Сегодня первый вице-премьер Дмитрий Медведев проведет в правительстве рабочее совещание, участники которого обсудят, как реализуется один из приоритетных национальных проектов.

Речь пойдет об агропромышленном комплексе. По сведениям «Новых Известий», одной из тем, скорее всего, станет разработка в рамках нацпроекта по АПК отдельной программы развития рыбного хозяйства страны. Специалисты единодушны: отрасль во внимании государства действительно остро нуждается. Однако в условиях, когда в ней безраздельно царят браконьерство и коррупция, госпомощь может оказаться контрпродуктивной: если положение дел срочно не исправить, через несколько лет ловить будет просто нечего.

О том, что с рыбным хозяйством России нужно что-то делать, говорится давно. Как, когда и на каком уровне – мнения расходятся. В декабре прошлого года премьер-министр Михаил Фрадков предложил придать рыбопромышленному комплексу статус нацпроекта или, по крайней мере, объявить его «близким к национальному проекту». По мнению главы правительства, закон о защите водных биоресурсов не работает, а масштабы браконьерства уже сопоставимы с объемами законного отлова рыбы. «Незаконное изъятие ликвидных видов рыб превышает общий допустимый улов в зависимости от ценности от полутора до 4–5, а осетровых – в 20 и более раз», – возмущался премьер.

Глава Минсельхоза Алексей Гордеев, в чьем ведении находится отрасль и финансовые потоки в ней, воспринял слова г-на Фрадкова с воодушевлением. Правда, он истолковал их как призыв усилить роль государства, поэтому сразу же предложил соответствующий ряд мер, давно и с успехом освоенных чиновниками, которые всегда готовы «возглавить процесс». А именно: воссоздать на федеральном уровне орган власти, который будет заниматься контролем за использованием водных биоресурсов и их охраной, а также сформировать госкомпанию, которая владела бы монополией на оборот осетровых рыб и икры. Насколько создание еще одной бюрократической структуры, которая, в свою очередь, должна породить госкомпанию, будет способствовать решению проблемы, никто не рассчитывал, но критики в верхах такая идея не получила.

Однако на последнем заседании правительства тема введения рыболовства в нацпроект получила совсем иной поворот. Во-первых, дело не будут откладывать, поэтому кабинет должен решить вопрос уже в сентябре. Во-вторых, вполне вероятно, что государство не просто потянет отрасль «на себя», но и даст ей развиваться самостоятельно, предоставив финансовые льготы. Во всяком случае, за несколько дней до этого, посещая Охотский рыбоводный завод в поселке Мальково, Дмитрий Медведев заявил, что в рамках проекта АПК необходимо предоставить рыбоводческим хозяйствам возможность получать кредиты на развитие. Для этого государству необходимо субсидировать им ставки по займам, а также выделять кредитные линии на создание современных заводов по переработке рыбы и воспроизводству некоторых ее пород. По мнению первого вице-премьера, особенно актуальны эти меры для такого направления, как марикультура, – искусственное разведение рыб и моллюсков. В начале 90-х годов на юге Сахалина появились специальные фермы, где выращиваются гребешки, мидии и трепанги. Чиновника воодушевило, что дело это до сих пор не заглохло. Оно не только поставляет деликатесы на внешний и внутренний рынок, но и обеспечивает работой население. Поэтому искусственное разведение морской кулинарной экзотики раньше других сегментов отрасли получит поддержку государства.

Так что вопрос о том, что рыболовство в России получит новый статус, в общем-то уже решен. Пока не ясно главное: что за этим последует – предоставление льгот производителям, как обещает г-н Медведев, или усиление государственного контроля и давления, как предлагает г-н Гордеев. То, что первый – вице-премьер, а второй – министр, как полагают эксперты, еще не решает спор в пользу старшего по должности. Лоббистские способности главы Минсельхоза хорошо известны, и недооценивать их не надо.

Эксперты отрасли полагают, что в принципе господдержка ей не помешала бы. По данным эксперта по внешнеторговой политике Всероссийского научно-исследовательского института экономики, информации и автоматизированных систем управления рыбного хозяйства» (ВНИИЭРХ) Юрия Бобылова, во многих странах рыбная отрасль по-прежнему является дотационной. «Особый фактор, который делает ее субсидирование неизбежным, – это непредсказуемое воздействие погодных, биологических и иных природных явлений, которые могут существенно снижать объемы производства продуктов питания и морского рыбного промысла», – рассказал «НИ» специалист.

Поэтому практически в каждой рыболовной стране мира, как правило, имеется одна или несколько государственных программ помощи рыбакам. Так, в Швеции основной объем государственной помощи направляется на регулирование цен (дотацию) на рыбопродукцию. В Норвегии поддержка осуществляется через выделение безвозмездных ссуд, специальных кредитов, регулирование цен и льготное страхование. В Дании практикуется выделение льготных кредитов на постройку или приобретение новых судов, те же меры действуют в Японии и США. Помимо этого американское правительство предоставляет рыболовным хозяйствам отсрочки по выплатам федеральных налогов, безвозмездные ссуды на проведение научных исследований в области рыболовства и на разработку новых орудий лова. В Канаде тоже реализуются программы по поддержке научных разработок и предусмотрены компенсационные выплаты за «нереализованный» промысел. В Австралии организовано кредитование рыболовных компаний, а также финансирование научных исследований и программ развития рыболовства.

«Российским рыболовным компаниям также не помешала бы государственная помощь в рамках нацпроекта, – заявил «НИ» аналитик исследовательской компании «ЦентрИнвестГруп» Виталий Баикин. – Не секрет, что рыболовецкий флот очень старый и нуждается в реконструкции и обновлении, которые требуют существенных затрат. Помимо этого льготное кредитование могло бы способствовать организации переработки рыбы в России. Ведь сейчас большая ее часть отправляется за рубеж, а отечественные перерабатывающие заводы простаивают».

Единодушие опрошенных нами экспертов свидетельствует о том, что дело задумано нужное. Смущает специалистов лишь то, что отрасль находится на грани коллапса из-за повального браконьерства, которое покрывается коррумпированными чиновниками. «Разумеется, поддержка должна предоставляться только тем участникам рынка, которые работают на законных основаниях, не вылавливая рыбу сверх положенных квот», – особо отмечает г-н Баикин.

Между тем, как утверждают специалисты, у государства нет даже официальных данных о том, сколько таких честных компаний существует в России и есть ли они вообще. Отрасль настолько закрыта и непрозрачна, что ни одна компания до сих пор по сути не является публичной. Нацпроект же пока не предусматривает мер по выведению ее из густой тени. «После введения системы распределения квот по заявкам рыбодобывающих предприятий все же удалось несколько снизить уровень коррупции, – продолжает Виталий Баикин. – Но вот браконьерство (вылов сверх квот, а также попросту незаконный лов «в черную») искоренить не удалось, и пока чиновники вообще ничего не предлагают для решения этой проблемы».

Когда вводились квоты, а определенные водные участки закреплялись за компаниями, власти надеялись, что они будут охранять свою территорию и заботиться о воспроизводстве. Однако в условиях растущего спроса, в том числе из-за рубежа, рыба вылавливается вся, даже предназначенная для научного лова и воспроизводства. В итоге совокупный улов стремительно сокращается. «Если в начале 90-х годов он составлял 15 млн. тонн, то теперь – 3 млн. Плюс столько же вылавливается нелегально, – сообщили «НИ» в Центральном бассейновом управлении по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Центррыбвод). – И если браконьерство будет процветать, то через несколько лет предоставлять кредиты будет бесполезно – разводить и ловить будет некого».

"