Posted 7 августа 2006,, 20:00

Published 7 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:11

Updated 8 марта, 09:11

Сухой счет в пользу Америки

Сухой счет в пользу Америки

7 августа 2006, 20:00
ФГУП «Рособоронэкспорт» и АХК «Сухой» вместе с американскими компаниями подсчитывают ущерб от санкций США и пытаются установить их подлинную причину. Действительно ли принятые американцами меры связаны с поставками вооружений в Венесуэлу, можно только догадываться, но вот то, что ущерб России превысит выгоды от этих по

В истории с американскими санкциями экономическую составляющую, похоже, явно перевешивает политическая. Власти США долго терпели углубление сотрудничества России с Северной Кореей, Туркменистаном, Белоруссией. Госдепартамент снес даже такую пощечину, как поддержка партии ХАМАС в самый разгар ближневосточного конфликта, но контракт на поставку Венесуэле 24 истребителей Су-30, похоже, стал последней каплей. Официальным предлогом для санкций, напомним, стало нарушение американского закона о нераспространении в отношении Ирана, однако МИД РФ и компания «Сухой» считают это лишь удобным предлогом.

«Никакого контракта с Ираном у нас не было и быть не могло! – заявил «Новым Известиям» заместитель гендиректора АХК «Сухой» Вадим Разумовский. – Не было даже никаких коммерческих предложений!» Он также добавил, что не знает, связаны ли санкции с поставками вооружений в Венесуэлу. И, по его словам, не может этого знать, потому что США вместо реального обоснования своих действий высказывают явно надуманные предлоги.

Впрочем, к санкциям США в «Сухом» отнеслись со всей серьезностью. «Под угрозой находится, в частности, контракт с компанией Boeing о разработке ближнемагистрального самолета Superjet, – сообщил также «НИ» Вадим Разумовский. – Стоимость этого контракта составляет около 1 млрд. долларов. Сейчас наши юристы в России и США пытаются оценить объем потенциальных потерь в бизнесе «Сухого», и примерно к среде мы ожидаем получить от них отчет». Г-н Разумовский также подчеркнул, что «Сухой» ни в коем случае не собирается идти на конфликт с властями США: «Мы люди миролюбивые и выступаем за спокойное, мирное сотрудничество».

Между тем директор московского представительства Международного центра оборонной информации Иван Сафранчук сомневается в том, что АХК «Сухой» действительно не имел никаких контрактов с Ираном. «В скором времени США озвучат причину своих претензий к Рособоронэкспорту, и скорее всего госдепартамент нашел как минимум формальный повод для введения санкций, – сообщил «НИ» эксперт. – США могут заявить, что Россия помогала модернизировать иранские бомбардировщики с тем, чтобы те стали средством доставки химического или ядерного оружия. И если какой-либо контракт, пусть даже вполне безобидный, с Ираном все-таки имел место, то доказать беспочвенность этих обвинений будет почти невозможно». Г-н Сафранчук напоминает, что в конце 1990-х годов США уже вводили санкции на основании нераспространения оружия массового уничтожения в отношении Ирана. Тогда они коснулись сразу нескольких компаний и госучреждений, среди которых были, например, Роскосмос и Московский авиационный институт, правда, никакого реального ущерба это не принесло.

В Рособоронэкспорте «НИ» сообщили, что никаких ответных действий в качестве реакции на санкции США не планируется: «Мы даже не можем просто связаться с госдепартаментом, чтобы прояснить ситуацию: это полномочия МИДа». Между тем генеральный директор компании Сергей Чемезов заявил вчера о том, что от санкций пострадают исключительно сами же американские компании, причем не только Boeing, но и потенциальные партнеры по закупке вооружений в Ираке и Афганистане.

Однако же контракт – это вещь всегда взаимовыгодная, поэтому, что бы ни говорил глава компании, потери обеих сторон по всем этим запланированным сделкам будут сопоставимы. Причем, как сообщили «НИ» в том же Рособоронэкспорте, речь идет о куда больших суммах, чем упомянутый АХК «Сухой» 1 млрд. долларов. Ведь та же самая сделка с Boeing в долгосрочной перспективе может принести прибыль в десятки миллиардов. Сравнивая ущерб сторон, следует лишь добавить, что для России 10 млрд. долларов – десятая часть бюджета, в то время как для США – менее 0,5%. И что еще важнее: те 3 млрд. долларов, которые Россия заработала на дружбе с Уго Чавесом, эти санкции, похоже, с лихвой «уравновесили».

"