Posted 7 июля 2014,, 20:00

Published 7 июля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:20

Updated 8 марта, 04:20

Деньги из кабеля

7 июля 2014, 20:00
Министерство финансов РФ в период с 2015 по 2017 год ожидает 60 млрд. рублей поступлений в бюджет от ввозной таможенной пошлины, взимаемой с приобретенных в Интернете товаров, или по 20 млрд. рублей сборов ежегодно. Такие ожидания заложены в проект федерального бюджета на грядущую трехлетку. Они базируются на текущих з
Сюжет
Бюджет

Напомним, что в мае президент России подписал закон, предоставляющий правительству РФ право изменять параметры беспошлинного ввоза товаров для личного пользования. В конце июня Минфин подготовил проект постановления правительства об ограничении беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых перевозчиком или международными почтовыми отправлениями, суммой в 150 евро и массой в 10 кг. При превышении этого ограничения покупатель будет обязан уплатить пошлину в размере 30% от стоимости покупки. Пока это постановление не подписано и не вступило в силу, тридцатипроцентная пошлина взимается только в случае, если общая стоимость товаров, доставляемых в течение месяца, превышает 1 тыс. евро или совокупный вес посылок за месяц больше 31 кг. Но после одобрения постановления пошлину придется платить за покупки стоимостью более 150 евро. Это, по оценкам Минфина, пополнит бюджет на 60 млрд. рублей за три ближайших года.

«Оценка в 60 млрд. рублей сильно завышена. Подавляющее большинство заказов в зарубежных интернет-магазинах, особенно в китайских, существенно дешевле 150 евро. А именно количество «дорогих» покупок сократится после введения пошлин – покупатели будут разбивать заказ на несколько посылок, либо будут просить привезти знакомых и друзей, или откладывать покупку до собственной поездки за границу, – сообщил «НИ» сооснователь исследовательского агентства в сфере электронной коммерции Data Insight Борис Овчинников. – По моим оценкам, 20 миллиардов в год – это, скорее, похоже на оценку будущего объема «дорогих» (свыше 150 евро каждая) кросс-бордерных покупок, чем на оценку объема пошлинного сбора с них».

Не секрет, что стоимость товаров в российских магазинах, как правило, гораздо выше, чем на зарубежных интернет-площадках. Так, например, джинсы одной из популярных марок в России в среднем стоят от 4 тыс. рублей, в то время как в американских интернет-магазинах их можно приобрести начиная от 26 долларов (приблизительно 900 рублей) Правда, скорость и стоимость доставки, как правило, немного снижает привлекательность иностранных магазинов.

По словам специалистов, от введения ограничений очевидно выиграют российские ритейлеры, поскольку конкурентоспособность зарубежных онлайн-площадок искусственно снизится. «Если покупателю станет неудобно или невыгодно покупать в зарубежных интернет-магазинах, он может отложить свои покупки до следующей собственной поездки за границу или все же купить что-то аналогичное в офлайновом магазине – дороже, зато без всякого ожидания. Но надо учитывать, что заметную часть зарубежных интернет-покупок составляют покупки товаров, которые в принципе отсутствуют в российской рознице – это редкие детали и аксессуары к электронике, предметы дизайна», – отмечает г-н Овчинников.

Эксперты неоднократно отмечали, что изменения не только размеров, но и процедуры взимания пошлины также преследуют цель разгрузить работу Федеральной таможенной службы (ФТС), так как обработать и подсчитать размер необходимой выплаты с одной посылки гораздо проще, чем подсчитать итоговую стоимость зарубежных посылок за месяц. Научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики Марсель Салихов уверен, что правительство этими мерами пытается убить сразу двух зайцев – и пополнить бюджет, и снизить объем отправлений.

Отметим, что, по оценкам экспертов телекоммуникационной отрасли, на товары, требующие физической доставки, – одежду, обувь, книги, гаджеты, сувениры и т.д., приходится лишь около 10% розничной электронной торговли. Большей частью активность российских потребителей на иностранных торговых интернет-площадках связана с покупкой цифрового контента, авиабилетов, бронированием гостиниц и оплатой услуг. И здесь удар по пользователям Сети может нанести недавно принятый Госдумой закон о запрете хранения персональных данных россиян на иностранных серверах. Закон может существенно ограничить для граждан возможность покупки услуг и нефизических товаров в зарубежных онлайн-магазинах. Эксперты единодушно заявляют о поспешности, непродуманности и вредности закона. Однако в силу он вступит только в 2016 году, и до тех пор у интернет-компаний, предоставляющих услуги с передачей персональных клиентских данных за рубеж, есть шанс добиться изменений и послаблений в закон либо просто перенести серверы в Россию.

Несмотря на ограничительные меры со стороны государства, по прогнозу международного отраслевого агентства iKS-Consulting, к 2017 году оборот электронной торговли в России будет расти в среднем на 12% в год и составит через три года порядка 14,9 трлн. рублей. При этом доля розничного сегмента увеличится с 11% в 2013 году до 19% в 2017 году.

"