Posted 7 июля 2013,, 20:00

Published 7 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:04

Updated 8 марта, 05:04

Вычисли хозяина

Вычисли хозяина

7 июля 2013, 20:00
На прошлой неделе президент Владимир Путин провел совещание по вопросам развития московского авиаузла, на котором было принято решение о том, что взлетно-посадочные полосы в концессию смогут получить только «прозрачные» компании. Эта мера вписывается в борьбу, которую ведет государство с бизнесменами за раскрытие конеч
Сюжет
Деньги

Россия присоединилась к странам, объявившим бой офшорам и компаниям, которые такими офшорами пользуются. На саммите G8, проходившем в июне в Ирландии, Владимир Путин объявил, что готовит план по борьбе с офшорами, частью которого и является новый законопроект. «Мы сейчас принимаем закон по раскрытию конечного бенефициара, – сказал глава государства. – Этот законопроект прошел Государственную думу и сейчас находится в Совете Федерации. Как только он пройдет Совет Федерации, я, безусловно, его подпишу». Авторы законопроекта уверены, что он будет способствовать улучшению инвестиционного климата. Так, в пояснительной записке сказано, что «принятие проекта будет иметь благоприятные социально-экономические последствия как с точки зрения снижения уровня криминализации российской экономики, так и с позиции обеспечения наибольшего соответствия российского законодательства международным стандартам. Это в свою очередь повлечет улучшение инвестиционного климата и повышение уровня безопасности деятельности законопослушных предпринимателей. Проект имеет также антикоррупционный потенциал».

Эксперты, впрочем, напоминают, что поводом для появления этого законопроекта послужил вовсе не общемировой тренд борьбы с офшорами, а история с терактом в столичном аэропорту «Домодедово», произошедшим в январе 2011 года. «Речь идет, конечно, о «Домодедово» и о той истории, когда после теракта не могли найти конечных собственников, хотя они по большому счету были известны, – сказал в разговоре с «НИ» директор департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев. – История с офшорами прибавилась к истории в «Домодедово». Действительно, на примере столичных авиаузлов хорошо видно схемы, с помощью которых владельцы компаний скрываются за сложными цепочками. В мае 2011 года стало известно, что единственным владельцем «Домодедово» является глава совета директоров аэропорта Дмитрий Каменщик. Выяснилось это после того, как зарегистрированная на острове Мэн компания DME Limited сообщила о планах по проведению IPO (первичного размещения акций) – Каменщик был назван 100-процентным бенефициаром DME Limited. Но после того как IPO сорвалось, в 2012 году акции аэропорта были переведены в кипрский офшор Verulia. Что касается других аэропортов, то государство владеет 83% акций ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево», 25% ОАО «Международный аэропорт «Внуково» и 74,73% ОАО «Аэропорт «Внуково». Еще 25% пакета акций аэропорта «Внуково» принадлежит компании «Внуково-инвест», 79,93% которой владеет зарегистрированная на Кипре Morimoto Limited. Владельцем кипрской компании называется Виталий Ванцев с партнерами.

Заметим, что «наезды» на «Домодедово» начались задолго до теракта. Так, с 2004 по 2008 год государство в лице Росимущества добивалось расторжения договора аренды аэродромного комплекса, заключенного в 1998 году «Администрацией аэропорта Домодедово» и структурой «Ист Лайн» ЗАО «Международный аэропорт Домодедово». Вопрос был практически решен в пользу Росимущества, но в последний момент Высший арбитражный суд встал на сторону «Ист Лайна» и отменил решение суда низшей инстанции о возвращении аэропорта в собственность государства. Отраслевые эксперты неоднократно высказывали точку зрения, что теракт и прочие промахи в деятельности «Домодедово» власти используют для очередной попытки национализировать один из лучших аэропортов Восточной Европы.

С помощью сложных схем, включающих иностранные юрисдикции, владельцы компаний пытаются или минимизировать налоги, или подстраховаться на случай интереса к ним российских спецслужб. Для России актуален также случай, при котором истинные владельцы скрываются, чтобы не стать мишенью правоохранительных органов или чиновников. «С точки зрения прозрачности ведения бизнеса нужно, чтобы вся эта информация была открыта, но в российской экономике защищенность прав собственности полностью не обеспечивается, и этот уход, эта затененность конечных собственников была и остается механизмом обеспечения защиты прав собственности в российской экономике, – поясняет г-н Николаев. – Когда по существу права собственности не могут быть защищены, они используют все эти схемы, чтобы докопаться до них было достаточно трудно. Если мы хотим принять такой законопроект, чтобы все были на свету, то надо решать реально проблемы с правами собственности, надо бороться с причинами, которые порождали явление сокрытия информации». В противном случае, предупреждает экономист, принятие закона будет чревато тем, что бизнес начнет окончательно сворачивать свою деятельность в России: продавать и выводить капитал.

Эксперты сходятся во мнении, что сама по себе идея выявления конечных владельцев хороша и имеет право на жизнь, однако необходимо учитывать российские реалии. «Конечных бенефициаров раскрывать нужно, но при этом нужно понимать регулятивные риски и налоговую нагрузку, – считает заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Яков Миркин. – Это решение должно быть сбалансированным. Все раскрытия должны идти не только по линии ужесточения, но и по линии создания благоприятного инвестиционного климата внутри страны».

Ведущий эксперт Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) Алексей Горяев отмечает, что в России есть проблемы с коррупцией, и поэтому по крайней мере в тех случаях, когда крупные компании участвуют в государственных тендерах, необходимо накладывать на них ограничения по конечному бенефициару. «С одной стороны, конечно, хотелось бы все знать про наши компании, в том числе конечных собственников, с другой стороны, действительно есть цепочки, и если мы будем накладывать ограничения, то это лишит компании гибкости, – сказал он в разговоре с «НИ». – Но в случае России аргумент про прозрачность, наверное, превалирует».

Экономисты сомневаются, что после принятия законопроекта начнется массовое выявление бенефициаров. Скорее всего, применение закона будет выборочным. «Проблема таких компаний преувеличена. Кто хочет знать, тот знает, кто реально владеет тем или иным бизнесом, – отмечает Игорь Николаев. – По крупнейшим компаниям и так нет вопросов, кто владеет ими». Кроме того, существует вероятность, что информация о конечных владельцах станет полностью общедоступной. «Мы видим, что в США утечки информации происходят редко и ответственные за это жестоко наказываются. У нас же можно легко купить базу данных. Фактически такая информация не будет только в ведении правоохранительных органов, она станет де-факто публичной, а это не всегда хорошо», – сказал в разговоре с «НИ» профессор кафедры экономики и финансов фирмы Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» Иван Родионов.

Что касается инвестиционного климата, то вряд ли законопроект окажет на него существенное влияние. Зато в сфере госзаказа могут произойти существенные изменения. «Пожалуй, наибольший эффект такой закон может дать в случае компаний с государственным участием, а также компаний, которые участвуют в тендерах на государственные заказы. В этом случае было бы полезно знать, кто и как контролирует эти компании», – считает г-н Горяев.

"