Posted 7 июля 2008,, 20:00

Published 7 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 02:34

Updated 8 марта, 02:34

Бой с тенью

Бой с тенью

7 июля 2008, 20:00
Вчера в Москве руководители антикоррупционных организаций обсуждали национальный план борьбы со взяточничеством. Специалисты заявили, что пока он откровенно сырой. Непонятно, в частности, каким образом государство намерено выполнять взятые международные обязательства и бороться с коррупцией в высших слоях власти. А неп

За последнее время Россия откатилась на 143-е место в мировом рейтинге коррумпированности, который составляет Transparency Intеrnational. Решать наболевшую проблему государство решило с помощью единого антикоррупционного плана, который должен покончить со взятками. Однако вчера представители организаций, которые как раз и специализируются на исследованиях по этой теме, заявили, что новый план отнюдь не идеален.

«Стратегия заявляется как национальная, но широкая общественность не имеет доступа к ее разработке, – сказала директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Transparency International – Россия» Елена Панфилова. – Мы знакомы с положениями плана чуть лучше и, к сожалению, пока им недовольны. Более того, реально идет саботаж работ по созданию плана. Существуют силы, которые выступают резко против, к примеру, контроля за финансовыми потоками высших госчиновников. Этого положения в плане нет. Вообще же установление контроля над высшими эшелонами власти – главная задача стратегии. Должны быть четко отрегулированы полномочия и ответственность высших должностных лиц, раскрыта информация об их доходах, имуществе, порядке назначения на должность. Пока же чиновники категории «А» в плане практически не фигурируют. Таким образом, мы не выполняем обязательств по принятой конвенции ООН по противодействию коррупции».

По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, начиная с 2000 года коррупционные отношения заменили собой власть. Это не только влияет на правовую и социальную атмосферу, но и влечет колоссальные потери для экономики. По его словам, объем взяток сейчас исчисляется миллиардами долларов. «В России построить 100 км двухрядной автодороги стоит 15 млн. евро. В Европе 100 км четырехрядной трассы обойдутся в 8 млн. Ежедневно в Москве банки отмывают около 70 млн. долларов «серых денег». Если «включить» финмониторинг, как надо – многое прояснится. А стоимость обучения в вузах, готовящих госслужащих, сравнима с обучением в МГИМО. Очевидно, что чиновник приходит на госслужбу не работать, а отрабатывать затраты».

По словам г-на Кабанова, решить проблему высокой коррумпированности государства можно лишь одним способом – дать понять людям, что коррупция опасна для каждого, и за нее платят абсолютно все. «По-разному, конечно, платят, но опасна она для всех. Нам нужно дать понять бизнесу, что честный суд – это не просто хорошо, это еще и выгодно. Кстати, другая важнейшая задача плана – разрушить связь государства и бизнеса, убрать чиновников из советов директоров компаний. Эта практика сейчас открывает огромное коррупционное поле», – заявил эксперт.

В целом же отношение специалистов к разрабатываемой стратегии более чем скептическое. «Пока даже не проведено никакого исследования, нет диагностики состояния коррупции в России. Государство не знает, против каких именно проявлений коррупции оно борется и каковы ее масштабы. В будущем оно не сможет оценить эффективность стратегии, поскольку не знает, от чего отталкивается», – сказала Елена Панфилова. По общему мнению экспертов, велика вероятность, что осенью принятие плана будет снова перенесено на весну. А к весне о нем благополучно забудут и найдут занятие поинтереснее. Тем не менее шанс сдвинуться с мертвой точки у страны есть. Надежду дает то, что лоббистами принятия стратегии, по мнению специалистов, будет часть высших должностных лиц и олигархов, которые желают создать здоровое правовое поле для защиты своих накоплений от новой поросли коррупционеров.

"