Posted 7 июня 2015,, 21:00

Published 7 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:45

Updated 8 марта, 03:45

Летние каникулы рубля

Летние каникулы рубля

7 июня 2015, 21:00
Минувшая неделя ознаменовалась очередным падением российской валюты – доллар на пятничных биржевых торгах вырос до 57 рублей впервые начиная с апреля 2015 года. Эксперты отмечают большой набор факторов, которые влияют на нынешнее состояние рубля: это по-прежнему и низкие цены на нефть, и очередное обострение ситуации н

Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев заметил в разговоре с «НИ», что долгосрочные фундаментальные факторы, толкающие курс национальной валюты вниз, никуда и не уходили. И теперь, после краткосрочного роста этой весной, рубль просто снова демонстрирует свою слабость, которая вытекает из общих проблем нашей экономики.

Во всяком случае, общее ослабление рубля наблюдается уже вторую неделю подряд. Так, с 25 мая доллар вырос по отношению к рублю на 12,2% – с 49,9 рубля до 57 рублей, а евро и того выше – на 15%, до 63 рублей. И все прогнозы в целом говорят о дальнейшем сохранении тенденции на снижение курса национальной валюты. Тем более что главный регулятор – Банк России, похоже, не против.

По крайней мере, на минувшей неделе основным событием, подкосившим рубль, стало заявление главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной, которая в ходе Международного банковского конгресса в Санкт-Петербурге объявила, что регулятор планирует в ближайшие несколько лет пополнить запасы международных резервов России на 140 млрд. долларов – примерно до 500 млрд. долларов.

Напомним, что по состоянию на конец мая 2015 года международные резервы страны находились на уровне 356,5 млрд. долларов, хотя еще 1 января 2014-го, то есть до обострения геополитической ситуации и связанных с этим экономических санкций, они составляли 509,6 млрд. долларов. Иными словами, ЦБ намерен в обозримой перспективе вернуться к докризисному уровню. Первый заместитель председателя ЦБ Дмитрий Тулин уточнил, что увеличение будет проводиться в течение трех – пяти лет. А Эльвира Набиуллина постаралась убедить журналистов, что эти планы регулятора никак не будут противоречить проводимому ЦБ инфляционному таргетированию и вектору в сторону плавающего курса рубля.

Однако сами представители финансового рынка отмечают, что о последнем в рамках российской экономики говорить все же не приходится. Хотя бы потому, что одним из признаков «свободного плавания» является снижение внимания к движению валют. Иными словами, участники рынка должны быть уверены, что валютный курс не оказывает влияния на их возможность сберегать и потреблять, так как оба этих действия обеспечены низким уровнем инфляции, который обязуется поддерживать ЦБ страны.

На это, кстати, уповали специалисты, надеясь, что в результате перехода к свободному курсообразованию население перестанет вносить на рынок сумятицу своей панической скупкой иностранной валюты при первых же новостях о снижении рубля. Но если исходить из этого, то очевидно, что в России о «свободном» рубле говорить еще рано.

Напомним, что покупку валюты ЦБ РФ возобновил в середине мая, а перед этим были и так называемые словесные интервенции, призванные сформировать нужные регулятору настроения на рынке, и попытки косвенно повлиять на курс за счет понижения ключевой ставки. Последняя мера основной целью имеет, конечно, активизацию экономического роста, но в связи со все еще сохраняющейся очень высокой инфляцией – 16–17% годовых – такое заметное снижение видится экспертам несколько преждевременным. Тем не менее они прогнозируют очередное понижение ключевой ставки после грядущего 15 июня заседания совета директоров ЦБ.

И хотя покупки в размере 100–200 млн. долларов в день не слишком значительны, они свое дело сделали, убедив биржевых игроков в том, что приоритетом монетарной политики стало недопущение падение курса ниже 50 рублей за доллар. Председатель правления Национальной валютной ассоциации Юрий Пискулов отметил в беседе с «НИ», что политика ЦБ и в самом деле оказывает противоречивое воздействие на формирование курса национальной валюты. «ЦБ находится в непростой ситуации. Формально, по всем документам, единственная цель его денежно-кредитной политики – это низкий уровень инфляции. Однако после декабря 2014 года стало ясно, что высокая волатильность рубля вредна для экономики страны. Так что косвенно в его текущих действиях нацеленность на поддержание курса все же прослеживается». При этом эксперт считает, что невозможно с одинаковой эффективностью заниматься всем и сразу: и тартегиторванием инфляции, и поддержанием курса национальной валюты, и активизацией экономического роста через понижение ключевой ставки.

Но неоднозначные действия Банка России не единственный фактор, который оказывает влияние на рубль. Специалисты отмечают все еще сохраняющуюся корреляцию между ценами на нефть и курсом российской валюты. В конце минувшей недели эталонная марка Brent вновь ослабила свои позиции на фоне прошедшего в это время саммита ОПЕК в Вене, на котором было заявлено о достаточности предложения нефти на мировом рынке. Напомним, что члены организации не стали менять квоты на добычу. Кроме того, Минэнерго США сообщил о повышении запасов сырой нефти в американских хранилищах, что в свою очередь также оказало понижательное давление на цену барреля. «Ни для кого не секрет, что 60–65 долларов за баррель не достаточная цена для российской экономики», – заметил по этому поводу Игорь Николаев.

В разговоре с «НИ» эксперт также напомнил еще об одном, пожалуй, гораздо более важном на сегодняшний день факторе влияния на рубль: геополитической напряженности. На прошлой неделе в Донбассе вновь начались вооруженные столкновения между украинскими военными и ополченцами. И резкое падение рубля – это также реакция рынка на новости о возобновлении активных боевых действий.

Отметим, кроме того, что на проходящей встрече стран «большой семерки» глава Евросовета Дональд Туск уже заявил, что Евросоюз продлит санкции против России. «Любое обсуждение изменения режима санкций Евросоюза против России сегодня может быть только дискуссией об их ужесточении», – сказал г-н Туск. Такая новость тоже не добавляет силы рублю.

«Сохраняется, конечно, интрига, проголосуют ли за продление санкций все страны, – прокомментировал эту новость Юрий Пискулов. – Но наверняка несогласных «продавят». Россия в свою очередь также не собирается инициировать отмену контрсанкций, ликвидировав собственное продуктовое эмбарго на продукты питания из стран ЕС.

«Так что если рубль и будет куда-то двигаться, то только вниз, – делает вывод Игорь Николаев. – Этому будет способствовать и общая макроэкономическая слабость российской экономики. Апрельские показатели продемонстрировали спад абсолютно по всем направлениям, и данная тенденция, уверен, будет только усугубляться». Летом, считают эксперты, при отсутствии новых форс-мажоров, рубль будет ждать небольшое ослабление в диапазоне 57–60 рублей за доллар, а вот основное падение может вновь, как и в прошлом году, прийтись на осень.

Хотя Юрий Пискулов напомнил, что прогнозы в отношении валюты дело неблагодарное, поскольку ситуация на рынке постоянно меняется. Тем не менее напомним, что последние изменения федерального бюджета предполагают средневзвешенный курс рубля в 2015 году – 60 рублей за доллар, а более крепкий рубль будет просто не выгоден российской экономике. А дальше арифметика простая: поскольку в первой половине года рубль до этого уровня недотягивал, значит, во втором полугодии он должен его превзойти.

Наша валюта – самая нестабильная в мире

Российский рубль по итогам прошлого месяца стал самой волатильной валютой в мире. Об этом свидетельствуют данные международного агентства Bloomberg. Курс российской валюты действительно за последние месяцы бросает из стороны в сторону, как на качелях. Не случайно, по итогам января Bloomberg признавал рубль наряду с украинской гривной самой слабой валютой мира, а по итогам апреля, после заметного роста ее курса в течение двух месяцев, – самой сильной.
Теперь же агентство отмечает, что из-за стремления Центрального банка России увеличить валютные резервы рубль, который в течение нынешнего года больше других валют дорожал в паре с долларом, сейчас стал дешеветь к «американцу», причем столь же стремительно.
«Мы надеемся, что Центробанк все же перестанет скупать валюту, если курс дойдет до 57 рублей, или, по крайней мере, как-то умерит интервенции, иначе все будет очень плохо. Теперь к ценам на нефть и геополитике прибавилась политика Центробанка как фактор риска», – говорит Олег Кузьмин, экономист инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» и бывший советник ЦБ.
Многие отечественные коммерческие банки, в том числе Росбанк и ING, также критикуют желание регулятора пополнить резервы. Покупки валюты начались 13 мая – Центробанк мотивировал это тем, что рубль «слишком укрепился». С этого дня и до настоящего момента куплено 2,9 млрд. долларов. При этом на конец прошлой недели объем золотовалютных резервов России составлял 356,5 млрд. долларов. Напомним, что в апреле уровень резервов находился на восьмилетнем минимуме – 350,3 млрд. долларов.
Экономист московского офиса Citigroup Иван Чакаров полагает, что регулятор сменит политику, только если курс снизится до 60 рублей за доллар. Британский финансовый стратег Петр Матис считает, что на действия ЦБ РФ также будет ощутимо влиять ход военных действий на юго-востоке Украины.
Дмитрий ДОКУЧАЕВ
"