Posted 8 апреля 2020, 05:28

Published 8 апреля 2020, 05:28

Modified 7 марта, 15:03

Updated 7 марта, 15:03

Власти подошли к кризису с денежной подушкой в 18 трлн руб., которую нельзя тратить

8 апреля 2020, 05:28
Сюжет
Бюджет
При запасе ликвидности в размере около 18 трлн руб. антикризисный пакет российского правительства не превышает 1,4 трлн руб. – потратить больше мешает бюджетное правило.

Рублевые и валютные депозиты федеральных органов власти в банках и Центробанке, составляющие ликвидные активы правительства, на 1 марта 2020 года оцениваются в 15,3 трлн руб. Об этом пишет РК, ссылаясь на данные Банка России. Подсчеты были сделаны незадолго до обвала цен на нефть до рекордного минимума 1999 года и карантинных мер в связи с эпидемией коронавируса, которые привели к остановке целых секторов.

Кроме ликвидности федерального центра, на 1 марта на банковских счетах лежало 2,4 трлн руб. – средства региональных правительств. То есть, ликвидные активы "расширенного" правительства – и федеральных, и региональных властей, а также внебюджетных фондов – исчислялись 17,7 трлн руб., что превышает 16% ВВП страны.

Москва традиционно сохраняет лидерство по депозитам, на втором месте находится Тюменская область.

Накопленная ликвидность включает в основном валютные средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), валюту, которую Минфин успел приобрести в начале текущего года (когда цены на «черное золото» еще были на уровне $42,4 за баррель), рублевые остатки на счетах федерального бюджета и остатки денег на счетах внебюджетных государственных фондов.

С 1 марта денежные запасы федеральных органов могли вырасти минимум на 1,2 трлн руб. в связи с ослаблением рубля. На 1 апреля объем ликвидности средств ФНБ, хранящихся на счетах Банка России, составлял 11,1 трлн руб. Без учета средств, зарезервированных на приобретение акций Сбербанка, сумма составляла 9,6 трлн руб.

Кроме того, на счетах ЦБ лежит порядка 0,66 трлн руб. валюты, которую Минфин приобрел для ФНБ в период с января по март. Эта валюта в фонд еще не зачислена. При этом в марте Банк России приступил к упреждающей продаже валюты в рамках бюджетного правила. Тогда было продано 191 млрд руб. Вероятно, эта сумма будет позднее списана из средств Минфина.

На начало апреля остатки средств федерального бюджета составили 1,85 трлн руб., в том числе и 1,2 трлн руб. на банковских депозитах.

Однако, часть накопленных средств не смогут помочь падающей экономике. Вчера, 7 апреля, Минфин начал продажу валюты из ФНБ. Это обусловлено существующим правилом, обязывающим приобретать валюту, когда цена российской нефти превышает $40 за баррель в постоянных ценах, а продавать – когда цена ниже этого уровня. После продажи валюты вырученные рубли будут компенсировать выпадающие нефтегазовые доходы. Это должно позволить сохранить на запланированном уровне бюджетные расходы, не учитывать их.

Такое бюджетное правило позволяет тратам резервов компенсировать только нефтегазовый дефицит. Направить средства на другие цели нельзя. Это правило изначально было задумано как симметричное – ранее Минфин копил валюту в объемах, определяемых формулой, периодически сопротивляясь призывам повысить цену отсечения, чтобы меньше сберегать и больше тратить на стимулирование экономики. Сейчас правило работает в обратную сторону. Если Минфин откажется от взятого на себя обязательства, то потеряет доверие рынка к бюджетному правилу.

Однако расширить поддержку бюджета можно. В подписанном президентом России Владимиром Путиным 1 апреля законе о приостановлении отдельных положений Бюджетного кодекса правительству позволено увеличить общие расходы бюджета в текущем году – на величину доходов ЦБ от продажи акций Сбербанка правительству, а также на сумму дополнительных поступлений от «отдельных видов» ненефтегазовых доходов. Последняя формулировка – опция новая. Она означает, что власти смогут увеличить расходы на поддержку экономики на сумму прироста определенных видов ненефтегазовых доходов, если общие ненефтегазовые доходы сократятся в 2020-м.

В марте этого года Минфин сообщал о том, что ликвидных активов ФНБ достаточно, чтобы покрыть бюджетные потери от нефтяного крушения – речь идет о падении до уровня $25 на протяжении до 10 лет. В ведомстве отмечали, что отклонение курса национальной валюты от прогноза – 65,7 руб. за доллар – на каждый рубль изменяет базовые нефтегазовые доходы федерального годового бюджета на 70 млрд руб.

Отметим, что замедление российской экономики наблюдается на фоне эпидемии коронавируса и резкого снижения цен на нефть после развала сделки ОПЕК+.

Подпишитесь