Рус
Eng
Росстату вопреки

Росстату вопреки

8 апреля 2016, 00:00
Экономика
Георгий СТЕПАНОВ
Продуктовая корзина «НИ» подешевела в марте на 4,4%, и этот показатель не согласуется с официальными данными Росстата, из которых следует, что продовольственные цены в прошлом месяце выросли на 0,4%. Как показывает наш многолетний мониторинг, всегда находятся два-три продукта, способные внести смуту в общую ситуацию. Н

Общая инфляция в России в марте составила 0,5%, замедлившись после роста на 0,6% в феврале и на 1% – в январе. В годовом выражении она затормозилась до 7,3% с 8,1% в феврале. В марте прошлого года инфляция достигла 16,9%. В Минэкономразвития нынешние цифры связывают с низким потребительским спросом, обусловленным, в свою очередь, падением реальных доходов, сокращением потребительских кредитов и ростом склонности к сбережению, а также – с жесткой кредитно-денежной политикой Центробанка.

Росстат вычисляет еще и стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в расчете на месяц в среднем по России. Так вот, на конец марта она составила 3655,3 рубля и по сравнению с предыдущим месяцем выросла на 0,2%, или на 5,5 рубля.

Самым дорогим минимальный продуктовый набор оказался на Чукотке (9189,5 рубля) и в Магаданской области (6893,3 рубля). Самым дешевым – в Курской и Саратовской областях – 2961,7 и 2996,7 рубля соответственно. В Москве цена набора составила 4373,6 рубля и за месяц выросла на 0,5% (с начала года – на 3,3%).

Что касается мониторинга «НИ», то в целом он дал вполне ровную картину. Однако без нескольких «амплитудных» скачков и провалов как всегда не обошлось. На 29,8% подешевели свежие огурцы, причем в супермаркете BILLA – на 43%, а в «Виктории» – вообще на 64%. Упала в «Перекрестке» и в BILLA цена на томаты (на 33% и 38% соответственно), которые в феврале стали дороже на 23% – во многом из-за потери турецких поставок и возникшего на рынке определенного дефицита.

«С одной стороны, это снижение связано с ростом производства тепличных овощей в России. У нас выходят на плановые мощности те тепличные проекты, которые получили финансирование в 2014 – 2015 го-

дах, – пояснила «НИ» наш постоянный эксперт, гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. – В отношении томатов замечу, что изменилась география их импорта; сейчас идет рост поставок из Ирака, Марокко, Китая. Второй момент – снижение спроса со стороны населения в связи с падением реальных доходов. Поэтому и производители, и импортеры, и розница вынуждены держать цены на низком уровне».

По поводу прибавки в 20,8% цены бананов собеседница «НИ» сказала, что это чисто сезонный момент: «Импортозамещения здесь не может быть по определению, соответственно, до мая бананы, как правило, дорожают. Потом они теряют в стоимости, поскольку падает спрос: люди переключаются на отечественные фрукты и овощи, на те, что выращены в садах и огородах».

Одним из первоочередных факторов, вызывающих снижение цен на плодоовощную продукцию, г-жа Тюрина назвала курс рубля, который в последнее время несколько ослаб. Отсюда и удешевление на 9,1% моркови, зависящей от импорта примерно на четверть.

Ровно та же ситуация с яблоками, говорит эксперт: «Импорт сохраняется, к нам сегодня больше поступает из Китая и стран Средней Азии. Увеличить предложение российских яблок еще не можем, поскольку пока идет восстановление садов и фруктохранилищ – в соответствии с проектами, запущенными в 2015-м. Думаю, года через три мы сможем сократить долю импорта, а пока зависим от курсов валют».

Ответ на вопрос, почему в марте на 21,3% подешевела колбаса «Докторская», нам известен самим. Он прост: все дело в серии скидочных акций, на которые сегодня все чаще идут сетевые магазины.

В заключение – о Преображенском рынке. Место это особое. Его атмосферу задают расположившиеся по разные стороны входа храм, кладбище, окошки ритуальных услуг и прочие вещи, однозначно указывающие на бренность и суету всего мирского. Грунтовые помидоры, под надписью «сладенькие» на картонке, вам здесь предложит бабуля с золотыми коронками, отметив: «Господь Бог заботится, поливает. Не под пленкой растут, под открытым небом». Большинство рядов на рынке – тоже под открытым небом. Царит полная ценовая дезорганизация. Люди в соцсетях пишут, например: «Ходить за покупками лучше в будний день, когда товары только выставляются. Утром цены ниже, чем в выходные». Или: «Очень много разного картофана, я даже не знал, что бывает столько видов».

Так что понятно, почему огурцы и бананы подорожали здесь в марте на 150%, а томаты – на 100%.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter