Posted 7 апреля 2009,, 20:00

Published 7 апреля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:31

Updated 8 марта, 07:31

Труба не зовет

7 апреля 2009, 20:00
Объем продаж сотовых телефонов в России в первом квартале этого года снизился более чем в два раза, сообщают независимые эксперты. Падает как количество продаваемых трубок, так и средняя цена, по которой их покупают. По мнению специалистов, это говорит о завершении потребительского бума в нашей стране. Люди стали счита

Общая стоимость проданных в первом квартале сотовых телефонов составила 819 млн. долларов, что в 2,16 раза меньше, чем за тот же период прошлого года, говорится в отчете независимого эксперта, бывшего вице-президента по маркетингу крупной торговой сети Владимира Богданова. Впервые за последние пять лет квартальный объем розничных продаж опустился ниже 1 млрд. долларов.

Основная причина резкого падения выручки – снижение количества продаваемых телефонов. За первые три месяца этого года их было продано 5,48 млн. штук – на 29% меньше, чем в первом, и на 42% меньше, чем в четвертом квартале прошлого года. Аналитик рынка Эльдар Муртазин считает, что население стало дольше пользоваться уже имеющимися мобильниками. «В нашей стране сотовыми телефонами владеет 80 млн. человек, практически все, кто может позволить себе мобильную связь. Основные продажи сейчас приходятся на тех, кто меняет старый телефон на новый», – пояснил «НИ» эксперт. По его словам, люди стали экономить и не считают нужным менять сотовый, если им еще можно пользоваться. «Раньше все шли за модой – телефон меняли не потому, что он уже не работал, а просто, потому что надоел. Сейчас подход стал более рациональным, с начала кризиса срок использования сотовых телефонов увеличился с 12–13 месяцев до 18–20», – сообщил специалист.

Общий объем продаж сотовых телефонов с учетом вторичного рынка в первом квартале этого года составил 7 млн. штук. Исходя из текущей динамики, эксперты прогнозируют, что по итогам года будет продано 26 млн. мобильников, то есть почти на треть меньше, чем в 2008-м. Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин оценивает это как положительный сдвиг в потребительском поведении россиян.

«Расходы на покупку сотовых телефонов и мобильную связь в России были чрезмерны. Наши люди были очень отзывчивыми на всевозможные рекламные акции, новые модели, однако это не соответствует уровню их доходов, – заметил он «НИ». – Надо жить по средствам и пользоваться мобильным столько, сколько, например, в Германии, где использовать один аппарат в течение пяти лет не считается зазорным».

По мнению эксперта, в дальнейшем падение продаж сотовых телефонов может усилиться. «Сейчас это треть, но если кризис продлится долго – вообще перестанут покупать. Будут пользоваться старыми или приобретать бывшие в использовании», – прогнозирует специалист. Все вышесказанное вполне можно отнести и к другой бытовой технике: если она нормально работает – зачем менять?

Вообще мобильный телефон занимает значительное место в жизни россиян. По данным социологов, в списке самых популярных расходов трубки заняли почетное второе место после ремонта квартиры. Однако в этом году планы на новый сотовый вынашивают лишь 6% граждан. При этом, похоже, от «наворотов» большинство из них откажутся. Во всяком случае, по данным экспертов, средняя цена проданного в рознице мобильника в первом квартале составила 150 долларов. Это на 35% меньше, чем в те же месяцы прошлого года. «Это связано, прежде всего, с тем, что на рынке появились сверхбюджетные предложения, которых раньше не было, – считает Эльдар Муртазин. – Производители подстроились под условия кризиса, например, появился сегмент телефонов до 50 долларов, пользующийся достаточным спросом».

По словам Дмитрия Янина, смещение спроса в более дешевый сегмент сейчас свойственно большинству товаров. «Это наблюдается и по продуктам питания, и по тому, что меньше других упали объемы продаж в магазинах-дискаунтерах с низкими ценами, – сообщил он. – Потребительский бум в России заканчивается или уже прошел. Если люди вынуждены что-то покупать, они берут более дешевый товар, понимая, что слишком накладно приобретать телефон, стоимость которого составляет месячную зарплату». По словам специалиста, часть доходов, которую россияне тратили на дорогие товары и подарки к праздникам, была аномально высока по сравнению с Западом. «Нельзя вгонять себя стилем потребления в кабалу, кредитную или любую другую», – считает он. Г-н Янин полагает, что немалый потенциал для экономии имеют также такие товары, как алкоголь, сигареты и автомобили. «Отказ от чрезмерного алкоголя и от курения помог бы сократить расходы на потребление и на последующее лечение, – считает эксперт. – Что касается автомобилей, то уровень их продаж слишком высок для нашей, средней по доходам, страны. Не по средствам покупали».

"