Posted 7 марта 2007,, 21:00

Published 7 марта 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:52

Updated 8 марта, 08:52

Инфаркт из-за индекса

Инфаркт из-за индекса

7 марта 2007, 21:00
На этой неделе за падением фондовых индексов следили даже те, кто далек от биржевых игр, – что такое крах экономики, россияне еще не забыли. Особенно внимательны были те, кто вложил свои деньги в паевые инвестиционные фонды, работающие с акциями, – от котировок зависят их личные доходы или потери. Тем не менее, что име
Сюжет
Деньги

Если американцы узнают, что Dow Jones упал сразу на 100 пунктов, мало кто останется равнодушным к такой новости. Dow Jones – король фондовых индексов. Он существует уже более 120 лет и по нему определяется состояние экономики США. Граждан Штатов оно, конечно, волнует, но куда больше их беспокоит сохранность их личных сбережений. В отличие от нас, американцы охотно вкладывают свободные деньги в акции, поэтому падение или рост биржевого показателя для них имеет самое прямое отношение к их собственным кошелькам.

Сам же индекс (заметим, первый в мире) в 1884 году придумал тридцатилетний американец Чарльз Доу, основатель компании Dow Jones & Co. В то время в США бурно развивался железнодорожный транспорт, поэтому в большой цене были акции железнодорожных компаний. Мистера Доу, инвестора, разумеется, очень интересовало, как стоимость этих акций меняется – бизнесмен должен быстро решать, какие бумаги купить, а от каких избавиться. Особое его внимание привлекали акции девяти железнодорожных и двух промышленных американских компаний. Чтобы знать, как они ведут себя в целом, предприниматель складывал стоимость всех акций, делил их на 11 и получал индекс Dow Jones. Это среднее арифметическое он измерял в пунктах, которые в зависимости от настроений на рынке росли или падали. Например, инвестор интересуется акциями компании N и затем покупает их. Если спрос большой и акции дорожают, индекс растет. И наоборот.

Наследники мистера Доу

За 123 года ничего, по существу, не изменилось: изменение фондовых индексов – это среднее изменение цен определенного набора ценных бумаг. А поскольку на рынках вращаются десятки тысяч акций, то без индекса никуда. Именно он служит инструментом, который помогает определить доходность вложения в различные акции. Разумеется, усложнились расчеты, добавились новые методики. Да и само семейство Dow Jones разрослось невероятно: там теперь великое множество различных индексов, есть «промышленный средний», есть «индекс коммунальных компаний», «транспортный», всех не перечесть. Однако самым популярным биржевым показателем в мире до сих пор остается Dow Jones Composite Average, отражающий положение дел по акциям 30 крупнейших американский компаний.

По всему миру у него появилось около 1 тыс. собратьев. Широко известен и популярен американский NASDAQ, который учитывает поведение почти 4 тыс. американских и зарубежных корпораций. Большинство из них – разработчики и изготовители компьютеров, программного обеспечения, телекоммуникационные и биотехнологические компании. В Англии индекс FTSE был создан агентством Financial Times в 30-х годах прошлого века. Сейчас это тоже целая семья, в которой по известности лидирует FTSE Mid. Он характеризует рынок акций средних компаний, которые в Великобритании составляют 20% экономики.

Деловую активность Германии отражает DAX Indexes, который рассчитывается по Франкфуртской фондовой бирже. Основными французскими индексами являются CAC-40 и CAC General. Для японцев индикатор рынка – Nikkei. Его «дочка» Nikkei-225 включает в себя акции 225 компаний, оборачивающихся на Токийской фондовой бирже. Ведущий азиатский индекс – Hang Seng. Он публикуется Гонконгской фондовой биржей, включает акции 33 компаний и представляет пять секторов рынка – производство, коммерция, финансы, коммунальные услуги и землевладение.

В РФ для анализа ситуации на фондовом рынке используются индексы Российской торговой системы (РТС) и Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). Несмотря на свой юный возраст, они сразу унаследовали родовые признаки своих зарубежных собратьев: в эти индексы входят наиболее ликвидные акции российских компаний, по совместительству являющихся и наиболее крупными. Их частенько называют «голубыми фишками». Дело в том, что когда-то в Америке фигурки именно этого цвета передвигали по доске, наглядно демонстрируя ход торгового процесса. Например, в индекс ММВБ, который в этом году празднует 10-летие, входят котировки акций 21 российской компании. Однако этот список не постоянен и время от времени (приблизительно раз в квартал) пересматривается. Заметим также, что его первоначальное значение образца 1997 года было установлено на уровне в 100 пунктов. Для сравнения: сейчас он превышает отметку 1560 пунктов, и это после резкого «китайского» падения. А РТС, который на пару лет постарше, превышает коллегу на 200 пунктов.

Без криков «я разорен!»

«Киношных» сцен, связанных с шумом, гамом, суетой торгового зала, интенсивно жестикулирующими брокерами, на большинстве мировых бирж уже не увидишь. Подобные традиции сохранила разве что одна из старейших – Нью-Йоркская фондовая. Несмотря на научно-технический прогресс в сфере электроники и компьютерных сетей, она продолжает отчаянно цепляться за антураж XIX века. В залах российских площадок, как правило, царит полнейшая тишина, перебиваемая разве что стуком клавиатур. Добрая половина мест при этом пустует – всеобщая компьютеризация освободила брокеров от необходимости присутствовать в зале во время торгов. Сделки же заключаются исключительно в виртуальном пространстве. Российские биржи пошли по пути восточноазиатских, которые уже в начале 90-х полностью заменили «голосовую» торговлю электронной.

Но суть биржевой торговли остается неизменной и в тишине, и в шуме. Это игра на большие деньги, в которой участвуют специально обученные игроки-брокеры, а получают прибыли или терпят убытки многочисленные инвесторы – компании и частные лица. Чтобы во всем этом участвовать непосредственно, нужно получить лицензию. Дело это дорогое и хлопотное, поэтому большинство компаний и граждан предпочитает пользоваться услугами брокерских контор. Разумеется, и это удовольствие не- дешевое, так что россиянин со средним уровнем доходов или небогатая фирма позволить себе биржевую торговлю не могут. Однако для тех, кто располагает более солидными денежными средствами, такое вложение может оказаться исключительно выгодным.

В России попасть в число компаний, чьими акциями торгуют на бирже, в общем-то, не так уж сложно. Однако для того, чтобы оказаться в элитном котировальном списке, необходимо пройти процедуру листинга. Обычно она предусматривает максимально возможное раскрытие информации о компании, ее собственности, доходах, составе руководства и множества других сведений.

Кто делает погоду

И, наконец, о тех, чьими стараниями индексы растут или падают. Сделки на фондовой бирже заключаются, когда анонимный продавец и покупатель «находят друг друга», то есть когда цена предложения и спроса совпали. Каждая сделка таким образом влияет на последующие. Если брокер видит, скажем, что акции той или иной компании продаются по все более низким ценам, он может сам начать сбрасывать их. Или наоборот. Собственно, от готовности покупать и продавать ценные бумаги и зависит ежедневное колебание котировок. Сама же эта готовность бывает обусловлена причинами как внутренними, так и внешними. Слухи разной достоверности из экономического и политического мира радикально влияют на курс акций. Так, недавняя напряженность вокруг Ирана провоцировала резкий рост цен на нефть и соответственно здорово увеличила стоимость акций нефтяных и газовых компаний. А поскольку наш фондовый рынок во многом от состояния этих компаний и зависит, это вызвало общий оптимизм и небывалый рост российских индексов в целом. Как вскоре выяснилось, недолговечный. Вообще, утверждают специалисты, в биржевом бизнесе ожидаемое событие значит зачастую не меньше, чем свершившееся.

Существует и сильная взаимозависимость между различными торговыми площадками по всему миру. Но ее структура существенно изменилась. Если раньше мир с напряжением наблюдал, что же происходит на биржах в Лондоне и Нью-Йорке, то теперь к центрам влияния добавились еще Токио, Шанхай и Сингапур. Резкое падение американских, европейских и российских индексов вслед за китайским – свежайший и убедительнейший тому пример. Именно Азия сейчас является главным индикатором мировой биржевой торговли. Не в последнюю очередь потому, что день начинается именно там, а все остальные центры реагируют на готовые итоги торгов в Китае или Японии.

"